Новая стратегия Лукашенко

Какой экономический расчет Минска может стоять за арестом Романа Протасевича

Мотивы официального Минска по задержанию экс-редактора Telegram-канала NEXTA Романа Протасевича понятны – в Белоруссии тот объявлен в розыск и проходит по террористическим статьям, не имеющим срока давности. Способ задержания Протасевича противоречив, но он имеет достаточно прецедентов, начиная с посадки самолета президента Боливии Эво Моралеса в Вене в 2013 г., на борту которого искали Эдварда Сноудена, и заканчивая разворотом самолета «Белавиа» в небе над Украиной в 2016-м, когда был задержан, а позже отпущен журналист и политтехнолог Армен Мартиросян.

Но спецоперация белорусских властей не вписывается в стратегию диалога с Западом по поводу допустимых санкций, которой до сих пор придерживался Минск. Отложенные до 3 июня санкции США против ключевых белорусских предприятий, а также затянувшаяся подготовка четвертого пакета санкций Евросоюза оставляли пространство для диалога с Александром Лукашенко. Предметом для компромисса могли стать освобождение заключенных (которых Вашингтон и Брюссель считают политическими), а также анонсированная Лукашенко конституционная реформа с делегированием части президентских полномочий правительству и парламенту.

Ответные санкции Минска до сих пор вводились аккуратно и избирательно – больше с целью сохранения лица, нежели чтобы нанести ощутимый ущерб европейскому бизнесу. Лукашенко демонстрировал расчетливость и сравнительное хладнокровие, совсем не свойственное спецоперации по приземлению самолета Ryanair в Минске.

Тогда что побудило Белоруссию так резко взвинтить ставки? Непосредственной угрозы для власти Протасевич давно не представляет. Две непротиворечащие друг другу версии кажутся наиболее вероятными. Первая говорит о том, что в отведенное на переговоры с Вашингтоном время компромисс так и не был найден. Санкции США, вероятно, вступят в силу, а новые ограничения ЕС могут нанести значительный ущерб экономике.

Вторая версия включает российский фактор. Пойдя ва-банк, Лукашенко, возможно, рассчитывает компенсировать некоторый дефицит внимания Москвы. В воздухе висит вопрос о стабильности поставок российской нефти на белорусские НПЗ в условиях западных санкций. Напомним, что совсем недавно агентство Reuters со ссылкой на свои источники сообщило, что российские нефтяные компании могут приостановить поставки на НПЗ «Нафтан» в Новополоцке из-за возобновления санкций США в отношении белорусской нефтеперерабатывающей отрасли.

Несмотря на кивки одобрения Минску из Москвы и Нур-Султана, о совместном санкционном ответе Западу на уровне ЕАЭС речи не идет. В этом случае история с самолетом вполне может рассматриваться как попытка спровоцировать ЕС и США на жесткие меры (если договориться не удалось), чтобы после получить поддержку России. Эта стратегия вполне в духе Лукашенко.