Правила конфликта России с Западом

Сделка США и Германии по «Северному потоку – 2», по существу, признает невозможность загнать Россию в угол

В представлении западных лидеров для сохранения доминирующих позиций в борьбе за миропорядок необходимы три условия: консолидация западного мира на основе либеральных ценностей, четкое обозначение антилиберального, «автократичного» противника и создание правил, по которым будет проходить новый биполярный конфликт двух ценностных систем. Джо Байден, Ангела Меркель и др. убеждены в универсальности и конечном торжестве западных идеалов, но хотели бы избежать издержек эскалации конфликта с Россией и Китаем и выиграть время для преодоления поляризации Запада на путях новых внутренних реформ.

В международных отношениях наличие правил во взаимодействии крупных держав связывают с формированием баланса сил, без которого неизбежно соскальзывание к военной конфронтации. Россия и Запад по-прежнему находятся у опасной черты. Обыденными стали кибершпионаж, информационные вбросы, операции спецслужб. Никуда не исчезли попытки проверять бдительность и решимость друг друга, хотя стороны избегают жесткого соприкосновения и готовы в случае неудачи отыграть назад.

Газовая сделка США и Германии по «Северному потоку – 2» представляет собой следующий шаг в наметившемся на июньской встрече Байдена и Владимира Путина компромиссе, отражающем сложность нового этапа отношений Запада и России. Смысл предлагаемого Кремлю взаимодействия заключается в постепенном продвижении совместной повестки по вопросам стратегической стабильности, кибербезопасности и устойчивости климата. При этом стороны отказываются от личных выпадов и чреватого военным столкновением нагнетания политической напряженности, не отказываясь от борьбы за ценности и структуру международной системы. Теперь к общему кругу компромиссных вопросов добавилась энергетическая безопасность европейцев и Украины.

В газовой сделке важны не только касающиеся сторон детали соглашения, но и позиции тех, кто в нем не участвовал. Сделка достигнута прежде всего с оглядкой на позицию и возможные действия России. Посол в США Анатолий Антонов прав, что тон соглашения в отношении России далек от дружественного. Тон и не может быть дружественным с учетом того, что речь идет о регулировании конфликта, а не о его устранении. Принимая «Северный поток – 2» как данность и отказываясь от связанных с ним санкций, Байден добился от канцлера ФРГ готовности идти в отношении России на жесткие меры в случае «политического» использования трубопровода. Даже не обсудив вопрос с российским руководством, западные лидеры намерены добиваться от России продления на 10 лет контракта с Киевом после 2024 г. и уже готовятся к наказанию Москвы в случае ее «неправильного» поведения.

Тем не менее сделка потенциально выгодна и России. И дело не только в возможной отмене санкций в отношении «Северного потока» и укреплении энергетических связей с Европой, но и в фактическом отсутствии у России каких-либо обязательств подчиниться Западу. Россия сама заинтересована в прокачивании определенных объемов через украинский трубопровод, но никто не может заставить ее подписать какой-либо контракт, если он будет противоречить российским интересам. Без политики и дипломатии здесь не обойтись. Большая энергетика не может быть успешной без определенного уровня согласия крупных держав.

Не напрасно беспокоится Киев, собиравшийся и дальше спекулировать на теме, шантажировать Россию, требовать сближения с ЕС и НАТО. Недовольны и республиканские оппоненты Байдена, уже назвавшие сделку «катастрофой», поскольку она, по существу, признает невозможность загнать Россию в угол. В конгрессе США готовы саботировать сделку, используя для этого полученные во времена Дональда Трампа полномочия.

Отдадим должное Байдену и Меркель, которым достало наконец понимания, что по самому чувствительному для России – украинскому – вопросу загнать ее в угол нельзя, как бы ни хотелось. Необходимо искать иные пути, на которых у России неизбежно появится новое пространство для маневра. Считаться с Москвой придется, причем и в случаях и вопросах, взгляд на которые у Запада принципиально отличается. В украинском конфликте сплелись все основные противоречия сторон – не только энергетические, но и культурные, политические и военные. Пока до этого далеко, но для достижения компромисса с Россией Западу придется предлагать взаимовыгодные решения по всем этим вопросам.

Правила конфликта по Украине не могут ограничиваться энергетикой, но должны включать в себя политику и безопасность. Иначе тлеющий и далекий от заморозки конфликт вспыхнет вновь, и от газовой сделки тогда мало что останется. Как и от наметившегося было глобального компромисса с Москвой.