День, когда пал Кабул

Смогут ли США извлечь уроки из поражения?

Утром в воскресенье 15 августа 2021 г. боевики запрещенного в России движения «Талибан» с разных сторон вошли в Кабул и взяли город под полный контроль. Война кабульским режимом проиграна. Президент Ашраф Гани бежал, его министры ведут переговоры с победителями о формировании переходного правительства и передаче власти.

Главный смысл того, что произошло: американская империя потерпела в Афганистане сокрушительное историческое поражение. Сопоставимое по масштабам с поражением во Вьетнаме. Удивляет просто мистическое сходство некоторых подробностей в сценах падения Сайгона в 1975 г. и Кабула в 2021 г. Обе столицы пали внезапно, в течение суток. Тогда и сейчас персонал американских миссий был вынужден поспешно бежать на вертолетах, перед этим уничтожив секретные документы и средства связи, забрав свернутые флаги. Повторение в Кабуле «позора Сайгона» обнажило неожиданную информационную и ментальную неадекватность Вашингтона. За полтора месяца до финала президент Байден публично заявлял, что «Талибан» не сумеет установить контроль над всем Афганистаном и его столицей. За неделю до финала американская разведка утверждала, что Кабул сможет продержаться по меньшей мере три месяца. Накануне падения столицы президент Байден пытался отправить в Афганистан 5000 военных для прикрытия операции по эвакуации, но смысл для их действий пропал раньше, чем они закончили читать приказ главнокомандующего. 

Поражение США в Афганистане наглядно показало роковую системную слабость американской империи.

США потратили на самую долгую войну в своей истории 20 лет и $2,5 трлн. После силовой зачистки страны они всё в ней создали заново – политическую систему, законодательство, государственный аппарат, СМИ, провели несколько выборов. Были сформированы вооруженные силы, получившие самое современное оружие, включая авиацию и ракетную артиллерию. Были созданы силы безопасности (более 300 000 человек). Десятилетиями всю эту махину учили, опекали и страховали военной силой.

И вот всё рухнуло как карточный домик. Почему?

Оказалось, что под силовым принуждением и в искусственной теплице можно вырастить немногочисленную вестернизированную интеллигенцию, но нельзя перекодировать традиционное кланово-племенное сообщество, спаянное многовековым опытом борьбы и выживания, религиозным единством и национально-освободительной мотивацией. 

С другой стороны, афганцы, работавшие на «дом, который построил Сэм», рассматривали это как контрактную службу за деньги и блага, а не как служение родине, за которую умереть не страшно.

Работать на новодел, созданный американцами, можно, а умирать за него бессмысленно. Вот защитники и разбежались.

Видимо, в Афганистане в ближайшее время произойдет реставрация исламистского режима в более или менее жестком формате. 

Россия и Китай уже выразили готовность при определенных условиях вступить в практическое взаимодействие с администрацией талибов в Кабуле. Очевидными условиями для России является невмешательство талибов в дела постсоветской Центральной Азии и искоренение на афганской территории ячеек террористических организаций, родственных «Аль-Каиде» и «исламскому государству» (запрещены в РФ). Предварительно с этими требованиями соглашалось политическое руководство «Талибана», находившееся в Катаре. Осталось добиться, чтобы такую же позицию занял и новый кабульский режим.

Дополнительным источником влияния на околоафганскую ситуацию станет Китай, который обрел сильные позиции в Пакистане благодаря колоссальным инвестициям в эту страну и ее элиту. Теперь Пакистан как родовое гнездо «Талибана» может предоставить Китаю все свои досье, связи и каналы, имеющие отношение к новому руководству в Кабуле. 

Европе следует готовиться к новой волне афганских беженцев, которые будут использовать для перемещения на территорию ЕС как традиционные, так и относительно новые маршруты, в том числе Белоруссию.

Интересно наблюдать за тем, как историческое поражение США в Афганистане, войне даже не с государством, а с народной герильей, воспринимается в Украине. Большинство профессиональных экспертов признают, что надеждам администрации Владимира Зеленского серьезно усилиться в военном и геополитическом смыслах за счет США нанесен огромный урон. 

Фон для ожидаемого вскоре визита Зеленского в Вашингтон возник крайне неблагоприятный.

Как теперь просить у Байдена предоставить Украине статус «основного союзника вне НАТО», если Афганистану этот статус ничем не помог? Кто согласится теперь считать обретение этого статуса «перемогой»?

Но еще больше урон психологический. Все, кто в Украине уповал на военный и цивилизационный союз с Америкой как на способ заново построить всё – армию, государство, законность, спецслужбы, политическую систему, отфильтрованные СМИ, – теперь пусть не публично, а в глубине души признают очевидное: такой дом, построенный на завозном песке, не устоит. 

День, когда пал Кабул, станет знаменательной вехой в истории XXI в. Сегодня об этом событии говорит без преувеличения весь мир. Пожинать различные последствия и извлекать практические уроки из этого события будут многие страны и политические силы. Но в первую очередь важно, сумеет ли Америка, очевидно упершаяся лбом в границы своих возможностей, испившая горечь унизительного поражения, внести изменения в свою внешнюю политику. Перейти от империализма к реализму.