Человек, перевернувший выборы во Франции

Как Эрик Земмур покорил избирателей

Исход избирательной кампании во Франции выглядел очень предсказуемым. Несмотря на многообразие кандидатов как в правой, так и в левой частях политического спектра, соотношение сил между двумя фаворитами – действующим президентом Эмманюэлем Макроном и лидером Национального собрания Марин Ле Пен оставалось практически неизменным.

Карты смешал неожиданный кандидат – политический обозреватель Эрик Земмур. В данный момент его поддерживают уже 15% активных избирателей. Сейчас он опережает как наиболее вероятного кандидата от правоцентристских республиканцев Ксавье Бертрана (у которого 14%), так и наиболее яркого левого кандидата – лидера движения «Непокорная Франция» Жан-Люка Меланшона, который за последний месяц опустился ниже отметки в 10%.

Земмур вплотную приблизился к Ле Пен, которая также существенно потеряла в рейтинге и на данный момент располагает 16% голосов. Весьма вероятно, Земмур скоро обгонит Ле Пен, а это значит, что у нас есть шансы увидеть во втором туре дуэль Макрон – Земмур.

Неожиданное изменение предвыборного расклада объясняется все возрастающим отрывом французского политикума от умонастроения масс французских избирателей. В то время как право- и левоцентристы уже многие десятилетия выступают сторонниками евроинтеграции, свободной торговли, мультикультурализма и светлого глобального будущего, две трети французов рассматривают глобализацию как угрозу для Франции. В последние два десятилетия подавляющее большинство граждан Пятой республики – от 70 до 90% – озабочены упадком своей страны.

Утрата французским политическим мейнстримом связи с избирателями выразилась в череде сокрушительных поражений системообразующих партий и их кандидатов. Первым из них стало поражение социалистического премьер-министра Жака Ширака Лионеля Жоспена, который в первом туре президентских выборов 2002 г. набрал всего 16% голосов и тем самым уступил путевку во второй тур Жан-Мари Ле Пену. Окончательный выход соцпартии из категории «системообразующих» произошел в ходе избирательной кампании 2017 г., когда президент-социалист Франсуа Олланд отказался участвовать в гонке в силу крайней непопулярности, а заменивший его Бенуа Амон заручился поддержкой всего 6,5% проголосовавших. Поддержка нынешнего кандидата социалистов – мэра Парижа Анн Идальго – и того меньше: всего 5,5%.

Имплозия соцпартии, последовавшая спустя несколько десятилетий после подобной же имплозии французских коммунистов, способствовала, с одной стороны, выдвижению зеленых (впрочем, без реальных шансов на выход их нынешнего кандидата Янника Жадо во второй тур), а с другой – появлению альтернативного левого лидера «популистского» толка. Таковым стал уже упоминавшийся Меланшон, который в 2012 г. получил 11% голосов, а в 2017 г. – 19% (остановившись в шаге от второго тура). Однако, несмотря на неоднократные попытки, ему так и не удалось заручиться поддержкой перешедшего в 1980–2000-е гг. под знамена Ле Пена бывшего электората компартии. Причина тому, несомненно, кроется в том недоверии, которое вызывает у французских пролетариев троцкистское прошлое Меланшона и общность его интеллектуальных ориентиров с теми радикальными студентами 1968 г., которые с конца 1970-х составляют культурно-политический авангард современного мультикультурализма и глобализма как во Франции, так и в других западных странах.

Популярность Земмура объясняется теми же процессами в правой части политического спектра. Череда ребрендингов, через которые прошли французские республиканцы в последние два десятилетия, отражала их постепенное дистанцирование от принципов голлизма (независимая внешняя политика, стратегическое планирование в экономике, последовательная ассимиляция иммигрантов) в пользу евроинтеграции и мультикультурализма. Расплата за утрату республиканцами своих базовых ориентиров приняла форму проигрыша Николя Саркози малопопулярному Олланду в 2012 г., а также беспрецедентного в истории Пятой республики невыхода республиканского кандидата (бывшего премьер-министра Саркози Франсуа Фийона) во второй тур выборов в 2017 г.

На этом фоне выступающий за объединение всех правых Земмур имеет хорошие шансы на то, чтобы не только заручиться поддержкой старого голлистского электората (разочарованного в своих предводителях), но и перетянуть к себе немалую часть сторонников Марин Ле Пен, уже осознавших ее бесперспективность. Результаты последних опросов свидетельствуют о том, что этот процесс идет полным ходом.