От частного к общему

Почему не нужно вручную регулировать рынок мазута, а отдельным регионам следует решать энергопроблемы в индивидуальном порядке

На заседании комитета по экономической политике Совета Федерации сенатор от Мурманской области Константин Долгов поднял вопрос о государственном регулировании цен на мазут. Это топливо, напомнил он, социально значимый товар для ряда арктических регионов, но его цена сейчас высока. Нужно либо регулировать цены на мазут, либо существенно увеличить объемы мазута на бирже – таковы, по его словам, пути снижения цен. Мазута в стране производится мало, ответил руководитель Федеральной антимонопольной службы Максим Шаскольский. И чтобы увеличить его продажи на бирже, нужно нарастить объемы производства, и тогда цены пойдут вниз. «Либо вводить регулирование, либо [оказывать регионам] помощь из бюджета», – резюмировал он.

Стоимость мазута на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже с начала осени действительно выросла почти на 13%, а с начала года – в 1,5 раза. Но связано это отнюдь не со снижением его производства, а с изменением конъюнктуры на мировом энергорынке.

Оптовые цены на мазут в России складываются в рыночных условиях – в отличие от дизтоплива и бензина. Из-за большой экспортной составляющей основным фактором изменения внутренних цен является динамика на внешних рынках – цен нетбэк в России, которые складываются исходя из цен на важнейших внешних рынках за вычетом расходов на транспорт и вывозных пошлин. Основной вклад в рост внутренних цен на мазут внесли изменившиеся внешние цены.

Американские нефтеперерабатывающие компании увеличили закупки российского сырья, несмотря на обострение отношений между Вашингтоном и Москвой. Для них Россия стала привлекательным источником сырья, поскольку производит большое количество мазута – тяжелых остатков, образующихся при переработке нефти. США сегодня – крупнейший потребитель российских темных нефтепродуктов с долей в поставках мазута более 30%, вторым и третьим по значимости импортерами российского мазута являются Нидерланды и Сингапур. На мировом рынке Россия – крупнейший поставщик с долей 20%. И это при том, что его производство внутри страны действительно снижается.

В 2000-е гг. потребление мазута в России сокращалось главным образом из-за перевода мощностей по производству тепловой и электрической энергии на другие виды топлива, в первую очередь природный газ и уголь. Стимулами для такого перевода были рост цен на мазут и его низкие экологические характеристики. В 2010-е гг. потребление мазута стало расти, что объяснялось появлением еще одной сферы его использования – как топлива для международных морских судов. Но с 2020 г. Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов (MARPOL) запретила использовать мазут с содержанием серы более 0,5% в качестве судового топлива.

В России в 2019 г. стартовал очередной этап налогового маневра в нефтяной отрасли, направленный на поэтапный рост фискальных платежей в сфере природопользования (НДПИ) при одновременном снижении пошлин на вывоз нефти и бензина за рубеж. К 2024 г. ставка пошлин на вывоз нефти и отдельных нефтепродуктов должна быть снижена до нуля, а для организаций, реализующих отечественное топливо на внутреннем рынке, введен отрицательный акциз.

Рост налоговой нагрузки и трансформации в системе налогообложения могут повлечь дальнейшее изменение ценообразования и структуры производства нефтепродуктов. Налоговый маневр в период 2014–2018 гг. привел к значительному сокращению производства мазута. В 2014 г. в России выпускалось 78,4 млн т этого топлива, а к 2018 г. – уже 48,4 млн т. В структуре производства основных нефтепродуктов доля мазута сократилась с 40,4% в 2014 г. до 29,3% в 2018 г. По данным Минэнерго, в 2020 г. его производство сократилось до 40,9 млн т. Сейчас его общая доля в энергобалансе страны составляет всего около 1%.

В контексте зеленой повестки стоит отметить, что мазут считается самым грязным и самым дешевым видом топлива, которое получают из нефти. Но он занимает существенную долю российского экспорта, это важный источник дохода для нефтяных компаний и российского бюджета. Поэтому стоит ли сегодня заниматься искусственным снижением цен на мазут, рентабельность производства которого не превышает и 5%, опираясь лишь на проблемы с топливообеспечением Мурманской области?

Этот регион – лидер по потреблению мазута. В прошлом году его губернатор Андрей Чибис заявлял, что область пошагово сокращает мазутные котельные и прорабатывает проекты угольных котельных. При этом уход от флотского мазута он называл одним из главных достижений – это позволило сэкономить в прошлом году 300 млн руб.

Текущая ситуация на рынке мазута – следствие действия рыночных факторов. Другими словами, это здоровая ситуация. Включение ручного регулирования в интересах нескольких отдельно взятых игроков приведет к дисбалансу рынка и очередному коллапсу. И это прекрасно видно на примере других попыток в ручном режиме управлять топливным рынком – ни к чему хорошему это не привело.