Какие задачи решит объединение ПФР и ФСС

Существующая система будет донастроена в интересах граждан и бизнеса
Согласно законопроекту предлагается ввести единый тариф страховых взносов, который предполагает установление единого круга застрахованных лиц для всех видов социального страхования, что позволит обеспечить равный доступ к социальному страхованию гражданам, занятым по трудовым договорам и договорам ГПХ. / Андрей Гордеев / Ведомости

Минтруд России внес на рассмотрение законопроект об объединении ПФР и ФСС, а также введении единого социального тарифа. Такое решение потенциально может помочь увеличить страховые выплаты для части населения, снизит излишнюю нагрузку на работодателей, сократит бюрократические расходы (как финансовые, так и административные).

Система обязательного страхования в России включает медицинское, социальное и пенсионное страхование. Дискуссия о необходимости внесения изменений в существующие принципы системы обязательного страхования в экспертном сообществе не прекращается. Причем речь не идет о полном переделе и создании, например, системы, при которой работник самостоятельно приоритизирует для себя типы страхования, а также делает выбор, платить меньше за базовый набор социальных гарантий или больше, но за расширенный вариант (например, более широкий набор медицинских услуг). Мы говорим о том, что даже существующая система при сохранении базовых основополагающих принципов может быть донастроена. Приведу несколько важных недостатков действующей системы, которые потенциально могут быть устранены при внесении сравнительно незначительных корректировок.

Во-первых, важный момент для населения и для бизнеса – отсутствие стройной логики формирования социальных гарантий, что зачастую приводит к некорректным ожиданиям. Это связано как с типами отчислений (и различными ставками), так и с тем, что для каждого типа определен свой страховщик: для медицинского страхования – ФОМС, для обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности (больничный) и страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний – ФСС, для пенсионного – ПФР. Для бизнеса это фактически означает дополнительные сложности администрирования и избыточную отчетность.

Для населения это усугубляется тем, что для подавляющего большинства граждан страховые взносы в принципе неосязаемы, так как автоматически (с точки зрения работника) выплачиваются работодателем. Существует, конечно, опция добровольных взносов в ФСС – например, для индивидуальных предпринимателей, – однако это все же довольно редкое исключение из общего правила.

Во-вторых, если говорить о более конкретных недостатках существующей системы, то стоит упомянуть о том, что на сегодняшний день сохраняется неравный объем социальных гарантий для работающих, т. е. различное социальное обеспечение в зависимости от типа договора с работником – гражданско-правового характера (далее – договор ГПХ) или трудового. Обязательное социальное страхование недоступно для граждан, которые оказывают услуги и выполняют работы по договорам ГПХ. А это означает, что для таких работников (конечно, при условии отсутствия трудового договора на другом месте работы) недоступны пособия по беременности и родам, а также по уходу за ребенком до 1,5 года, пособия по временной нетрудоспособности (больничный). На современном рынке труда происходят сдвиги к различным формам занятости, которые не предусматривают заключение традиционного трудового договора, что должно находить отражение и при формировании социальных гарантий.

В-третьих, немаловажно также и то, что на сегодняшний день страховые выплаты по уходу за ребенком до 1,5 года, а также по временной нетрудоспособности сравнительно невысоки для граждан, уровень заработной платы которых превышает средний. Предельная база для страховых взносов в 2022 г. – 1,03 млн руб., что эквивалентно ежемесячной заработной плате 86 000 руб. Напомню, что максимальные суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и по уходу за ребенком до 1,5 года формируются как раз исходя из установленной величины страхуемого заработка. Кроме того, размер страхуемого заработка не зафиксирован: так, например, пенсии и больничные рассчитываются от разных сумм.

Согласно законопроекту предлагается ввести единый тариф страховых взносов, который предполагает установление единого круга застрахованных лиц для всех видов социального страхования, что позволит обеспечить равный доступ к социальному страхованию гражданам, занятым по трудовым договорам и договорам ГПХ.

Кроме того, предполагается, что размер совокупного тарифа страховых взносов во все фонды для основной категории плательщиков страховых взносов будет сохранен. Тариф страховых взносов для основной категории плательщиков, как и сейчас, составит 30,0% в пределах базы, а также 15,1% сверх базы. При этом база будет определена предельной базой для уплаты страховых взносов в рамках обязательного пенсионного страхования. Это фактически означает рост страховой нагрузки – за счет повышения базы текущих выплат по обязательному социальному страхованию – в отношении 10% наемных работников. По сути, изменения коснутся в первую очередь сфер со сравнительно высокими заработными платами – финансового сектора, IT-отрасли, добычи, управленческих и консалтинговых услуг. Предельное увеличение нагрузки в расчете на одного сотрудника – 16 500 руб. в год.

Введение единого тарифа, безусловно, сократит объем отчетности и административные издержки для бизнеса (появится возможность уплачивать страховые взносы одним платежом). А за счет повышения базы будет увеличен размер выплат по больничному, по уходу за ребенком и декретных без роста тарифов страховых взносов для всех граждан в 1,5 раза.

Законопроект также предполагает объединение ПФР и ФСС и создание единого социального фонда – единого государственного внебюджетного фонда «Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации». Отмечу, что по своей сути ПФР и ФСС сейчас также являются внебюджетными фондами, поэтому в этом смысле никаких инноваций предложения Минтруда России не несут.

Все права граждан остаются неизменными, физическое присутствие фондов сохраняется. Кроме того, для граждан это фактически означает появление «единого социального окна».

Предлагаемые изменения во многом вызваны схожими и частично пересекающимися функциями ПФР и ФСС на сегодняшний день и кажутся вполне логичным продолжением уже реализуемых реформ. В частности, в рамках поручения президента до конца 2022 г. все федеральные меры социальной поддержки должны предоставляться по принципу «одного окна» в формате «Социальное казначейство». На сегодняшний день оператором части мер является ФСС (например, оплата проезда к месту лечения и обратно или родовые сертификаты), другие же меры поддержки обеспечивает ПФР (социальные пенсии, материнский капитал, выплаты по уходу за ребенком до 1,5 года).