Как оценить экстренные меры Центробанка

Регулятор вынес большой урок из событий 2014 года

Масштабные санкции против российских финансовых институтов привели к сильным перекосам на фондовом и валютном рынке и заставили Банк России принять меры по поддержанию стабильности на рынках и ликвидности в банковском секторе. При этом от интервенций на валютном рынке, которые до сих пор проводил регулятор, пришлось отказаться из-за санкций против самого ЦБ.

Одновременно Центральный банк повысил ключевую ставку до 20% – рекордного значения с 2003 г. Естественно, это решение не имеет никакого отношения к инфляции в России. Основная цель состоит в снижении давления на курс рубля в расчете на то, что возросшие доходности по рублевым инструментам с фиксированной доходностью будут предпочтительнее покупки валюты. В начале недели торги по ОФЗ не проводились, однако очевидно, что цены на государственные облигации существенно снизятся и доходность по ним перевалит через 20%.

В результате покупка ОФЗ действительно может стать на обозримую перспективу выгодным инвестиционным решением. Прежде всего для тех, кто планирует осуществлять траты в рублях. Поскольку столь высокий уровень процентных ставок наносит большой ущерб экономической активности, скорее всего, эта мера не будет носить долгосрочный характер. Если вспомнить 2014 год, когда также в кризисной ситуации ставка ЦБ была повышена с 10,5 до 17%, окно возможностей для размещения средств под 20% и больше может продлиться около месяца или чуть более.

Важные меры приняты по отношению к коммерческим банкам. Помимо расширения лимитов по предоставлению ликвидности им дано послабление по учету валютных активов и облигаций. Также ЦБ отменил штрафы за нарушение валютной позиции для санкционных кредитных организаций, позволил банкам не увеличивать резервы до конца года. Коммерческим организациям, которые будут испытывать трудности с обслуживанием кредитов с плавающей процентной ставкой, регулятор обещает поддержку в плане оценки кредитоспособности и начисления резервов. Что касается граждан, то, поскольку ипотечные и розничные кредиты были выданы с фиксированной ставкой, повышение ключевой ставки не скажется на процентах по заемным средствам.

Судя по действиям регулятора, он вынес большой урок из событий 2014 г. и планомерно готовился к возможности введения жестких санкций в отношении России. Меры поддержки не исчерпаны текущими шагами. В крайнем случае ЦБ, как кредитор последней инстанции, может пойти на дополнительную эмиссию и прямой выкуп с рынка государственных облигаций или даже акций отечественных компаний.

Историческая важность момента состоит в том, что теперь наш ЦБ просто вынужден проводить независимую кредитно-денежную политику уже вне рамок рекомендаций МВФ и «вашингтонского консенсуса». В среднесрочной перспективе (3–5 лет) это может создать возможности для увеличения монетизации российской экономики, создания инвестиционного статуса для рубля и стимулирования роста за счет низких процентных ставок. Но до этого экономике и финансовой системе еще предстоит выбраться из нынешнего санкционного кризиса.