Обратная сторона нефтяного взлета

Популистская зеленая повестка привела к недоинвестированию в традиционную энергетику

События последних недель сильно повлияли на рынки, в частности через шоковый рост цен на сырьевые товары. Инфляционные опасения и так были высокими – в январе этого года инфляция достигла максимума за последние 40 лет для США и Европы. И прогнозы подъема ставки ФРС США корректировались еженедельно – с 3–4 подъемов до 5–7 и на 50 базисных пунктов вместо 25 за один раз.

Если раньше рынки боялись замедления экономического роста из-за чрезмерной борьбы ФРС с инфляцией, то текущий рост цен выглядит как предвестник глобальной рецессии. Нефтяной рынок остается важной составляющей экономики. Переход на альтернативное топливо остается перспективой отдаленного будущего.

Ранее случались рецессии и без предшествовавшего резкого роста цен на нефть, но с 1970 г. все семь сопоставимых ценовых всплесков совпали с рецессиями в американской экономике.

Страны ОПЕК помогли избежать более масштабного скачка цен. Решение ОПЕК+ 2 марта не корректировать плановое повышение добычи на 400 000 барр. в сутки может выглядеть опрометчиво с учетом негативного влияния высоких цен на экономику. Производители заинтересованы в более сбалансированных ценах на нефть, которые не приводят к краткосрочному и долгосрочному разрушению спроса.

С другой стороны, поддайся Ближневосточный регион давлению из США, у западных стран появилось бы обоснование на ввод эмбарго против российского нефтяного экспорта. Одного возвращения Ирана в ядерную сделку явно недостаточно: этот шаг может высвободить на рынок дополнительно 1 млн барр. в сутки с учетом уже имеющегося экспорта под действующими санкциями в 1,3 млн барр. в сутки.

Запрет США на покупку российской нефти относится только к локальным компаниям, которым к тому же дали время на прекращение поставок до 22 апреля. А за этот месяц многое может поменяться.

Взлет Brent до $130 за баррель выглядит обоснованным с учетом полной остановки отгрузки российской нефти морским путем. Первая сделка по покупке партии российской нефти марки Urals после наложения санкций на РФ с дисконтом в $28,5 к Brent подтверждает ожидания о скором возвращении этих баррелей на рынок. Shell после этого пришлось официально приносить извинения и обещать больше так не делать, но это показало техническую и финансовую возможность совершения сделок.

Дополнительные баррели теперь можно ожидать от американских сланцевых добытчиков, от которых поступают сигналы о временном возвращении к стратегии с фокусом на рост добычи. В этот сезон отчетности один из публичных нефтедобытчиков – Matador Energy объявила о фокусе на рост добычи в 2022 г. в 17% (до 102 000 барр. в сутки) вместо максимизации выплат акционерам. В итоге инвесторы вознаградили рыночную капитализацию компании на 10% в день объявления и более чем на 20% за прошедшие две недели. На днях уже глава одного из лидеров нефтедобычи в США – Pioneer Natural Resources заявил о возможном возвращении роста сланцевой добычи на 0,8–1 млн барр. в сутки ежегодно в ближайшие три года.

С учетом вышеназванных факторов решение ОПЕК придерживаться плана выглядит очень даже обоснованным. Цены на нефть могут вернуться обратно ниже $100 за баррель столь же быстро, как поднялись. При этом инфляционные опасения и замедление экономического роста останутся. Энергетический кризис уже переходит в продовольственный, а также повлиял и на рост цен на промышленные металлы и другие сырьевые товары. Пандемия в целом уже позади, но многие логистические цепочки все еще нарушены.

ФРС США сегодня стоит перед тяжелым выбором: надо повышать ставку, рискуя уронить экономику в рецессию. Правда, теперь политику регулятора легче обосновать. У истоков высокой инфляции стоят чрезмерные стимулы в разгар пандемии, обоснованием для которых служили в том числе инвестиции в ускоренный переход на чистую энергетику. На деле популистская зеленая повестка в последние годы привела к недоинвестированию в традиционную энергетику и соответствующему росту цен на сырьевые товары.

Какие выводы в текущей ситуации можно сделать инвесторам? Привлекательной точкой для инвестиций в обозримой перспективе останутся акции российских сырьевых экспортеров («Газпром», «Лукойл», ГМК «Норильский никель», «Северсталь», НЛМК, «Фосагро»).

Полноценное эмбарго на отечественный экспорт выглядит маловероятным, а рублевые издержки и долларовая выручка компаний защищают от девальвации. Когда возобновятся торги на фондовом рынке Мосбиржи, акции российских экспортеров с учетом названных факторов могут выглядеть в среднем лучше рынка. Акции сырьевых компаний на зарубежных рынках уже выглядят более чем справедливо оцененными.

Кроме того, в свете риска замедления экономического роста целесообразно обратить внимание на менее чувствительные к экономическим циклам активы. К таковым можно отнести отдельные технологические секторы, например пользующихся сейчас популярностью провайдеров кибербезопасности (Palo Alto, Check Point, Varonis).