Время новых возможностей
Как рыбопромысловому флоту обратить санкции себе во благоК 2030 г. почти все действующие сегодня в России рыбопромысловые суда достигнут среднего возраста 40 лет. Мировой опыт показывает, что срок безопасного и эффективного использования морских судов составляет 25–30 лет. Нынешний российский рыбопромысловый флот – это по большей части переоборудованные иностранные суда, ремонт которых становится все сложнее в условиях санкций, затрудняющих получение запчастей. По этой же причине вряд ли удастся оперативно пополнить отечественный флот очередной партией списанных иностранных судов.
Очевидное решение, как и для авиации, обеспечить строительство собственного рыбопромыслового флота. И здесь у рыбаков неплохие перспективы.
Такая программа на российских верфях уже начата: в рамках реализации механизма инвестиционных квот (квоты на вылов в обмен на строительство новых мощностей) построено и сдано заказчикам шесть судов. На стадии строительства на верфях находится 37 судов, семь рыболовных траулеров планируют передать заказчикам в текущем году. Заключено 40 контрактов на строительство судов-краболовов. Два краболова уже введено в эксплуатацию. По данным Минпромторга, в этом году введут еще два краболовных судна.
Доход бюджета от крабовых аукционов, на которых были реализованы квоты под строительство судов, составил почти 150 млрд руб. По данным НИФИ Минфина России, инвестиции рыбаков в обновление рыбопромыслового флота и строительство заводов уже превысили 210 млрд руб. С учетом ввода строящихся мощностей ожидается еще примерно такая же сумма инвестиций. Российские верфи в собственное развитие за период действия программы вложили более 100 млрд руб.
Рост инвестиционной активности в отрасли сформировал дополнительный запас устойчивости рыбных регионов. Только в области морского промышленного рыболовства за период 2017–2021 гг. объем реализации продукции вырос на 71,7% (до 284,6 млрд руб.), число занятых увеличилось на 12,4% (до 24 933 человек), фонд начисленной заработной платы вырос на 50,3% (до 43,1 млрд руб.).
Как показал опыт, инвестиции в обновление фондов посильны для рыбной отрасли. При том что привлечено около 400 млрд руб. долгосрочных кредитов, годовой оборот рыбаков составляет около 650 млрд руб., что сохраняет кредитную нагрузку на допустимом уровне.
Однако ситуация может осложниться под влиянием санкционных ограничений. Поэтому в нынешних условиях важно предусмотреть меры поддержки инвесторов в рыбопромышленную отрасль: предоставить инвесторам льготные «окрашенные» рублевые кредиты с субсидированием ключевой ставки ЦБ свыше 4% годовых, увеличить срок реализации инвестобязательств по строительству судов и отменить на этот период требования банковской гарантии по исполнению инвестобязательств.
В поддержке нуждаются и верфи, реализующие программу строительства судов в рамках инвестиционных квот. Это также могут быть льготные условия кредитования для пополнения оборотного капитала в целях продолжения строительства судов и закупки материалов или оборудования. Необходимо докапитализировать верфи для компенсации расходов на освоение новых видов гражданской продукции и резкого изменения курса валют, а также для расширения производственной базы. Действенной мерой стало бы включение судостроения и судоремонта в перечень отраслей, которым будет разрешен беспошлинный ввоз оборудования, а также освобождение от НДС. Такой механизм по ввозным пошлинам, налогам, рассрочке их уплаты уже создан: президент России 26 марта подписал закон об упрощении таможенного регулирования для реализации инвестиционных проектов по приоритетным секторам экономики РФ.
На первый план выходят вопросы локализации и импортозамещения при строительстве судов. В отличие от авиации у флота нет такого уровня зависимости от иностранных поставщиков и есть все возможности для ускоренного импортозамещения. Важен твердый курс государства на полное импортозамещение строительства морских судов в целом.
Российские верфи успели накопить необходимый опыт. В их распоряжении проекты судов, российские партнеры-проектанты, компетенции в области строительства рыбопромысловых судов нового поколения, предприятия-смежники, которые уже могут обеспечить импортозамещение основных агрегатов и оборудования. Таким образом, для гражданского судостроения период западных санкций вполне может стать временем новых возможностей для обеспечения рыбопромыслового флота судами отечественной постройки.