Экспорт технологий по-русски

Контрольный пакет Yota Devices, разработчика смартфонов YotaPhone, продан холдингу REX Global со штаб-квартирой в Гонконге

Устройство, считавшееся первым российским смартфоном, теперь можно назвать китайским: контрольный пакет Yota Devices, разработчика смартфонов YotaPhone, продан холдингу REX Global со штаб-квартирой в Гонконге.

В истории Yota Devices сложно отделить зерна от плевел – или в данном случае реальность от пиара. Взгляды на нее зачастую диаметрально противоположны и зависят не столько от качества продукта, сколько от отношения человека к самой идее отечественного смартфона или к акционерам компании. Диапазон мнений – от «Apple напряглась» до «может ли быть что-то доброе из «Ростеха»?». В этой политической дискуссии сама Yota Devices теряется, а зря.

Я слышал много критики в адрес обеих моделей YotaPhone, но мой личный опыт тестового использования второй модели скорее позитивный: аппарат не зависал и не тормозил. С другой стороны, его основная фишка – второй экран на электронных чернилах показался мне совершенно бесполезным, я им практически не пользовался. Зато сам смартфон вызывал у моих собеседников неизменный интерес, который можно коротко выразить фразой: «Ну и как?»

Второй экран – и сильная, и слабая сторона YotaPhone: он выделяет его из ряда похожих черных прямоугольников, но и сильно удорожает производство. В итоге тех, кто согласен потратить лишние деньги именно на эту фишку, не так уж много.

Продажи – ахиллесова пята Yota Devices. Компания громко анонсирует начало продаж – то в США, то в Китае. Но сколько смартфонов продано, так и не известно. По статистике интернет-магазина приложений Google Play, количество пользователей специфических для YotaPhone приложений находится в диапазоне от 10 000 до 50 000. С появлением нового акционера речь зашла уже о выпуске третьей модели и стали звучать обещания продать миллион устройств.

Гендиректор Yota Devices Владислав Мартынов постоянно апеллирует к опыту Apple, сумевшей убедить рынок в преимуществах iPhone. YotaPhone – вполне достойный смартфон, но нишевый: очевидно, что его разработчики пока не смогли убедить массового пользователя в необходимости второго экрана.

Судя по последним новостям, не смогли они убедить в этом и основного акционера: компания Telconet Сергея Адоньева и Альберта Авдоляна вышла из проекта, чего обычно не происходит, когда у акционера есть надежда на дальнейший рост. А у миноритарных совладельцев Yota Devices – госкорпорации «Ростех» и менеджмента – есть опционы, позволяющие со временем продать китайцам и эти пакеты. Вот такой экспорт технологий.

Автор – редактор отдела «Технологии и телекоммуникации» газеты «Ведомости»