Жалобы на прогресс

Почувствовав конкуренцию, операторы устаревающей модели частного извоза, конечно, отправились жаловаться
Из всех участников процесса только бомбильные товарищества и сами компании ведут себя логично

Любой, кто пользовался московским такси 10 лет назад, знает, как сильно изменился этот абсолютно дикий рынок. Навигаторы сделали профессию таксиста доступной для каждого, а агрегаторы научили таксистов вежливости. Настолько, что иногда даже становится неловко, когда после безупречной поездки водитель начинает буквально умолять тебя поставить пятерочку.

Все это игра в сторону пассажира. Главным призом в которой стала стоимость поездки. В какой еще индустрии могло произойти то, что случилось с поездкой до московских аэропортов, дешевеющей многие годы подряд. Например, из «Домодедово» до «Шереметьево» на Uber сейчас можно доехать за 1500 руб. – немногим более, чем таксисты раньше брали за поездку от 1-го до 2-го «Шереметьево».

Тем не менее если почитать газеты или послушать новости, то порой можно подумать, что Uber вместе с «Яндекс.Такси» и прочими агрегаторами – это мировое зло. «Работа агрегаторов такси законодательно плохо отрегулирована, ведь они несут ответственность за безопасность пассажиров и влияют на ценовую политику, – заявил недавно руководитель московского департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Максим Ликсутов. – В Москве мы с основными компаниями – «Яндекс.Такси», Gettaxi (сейчас называется Gett. – «Ведомости) и Uber договорились о том, что они работают только с легальными перевозчиками, постоянно проверяют и дают нам отчеты по тому, какие заказы они выполняют, чтобы мы видели, что перевозчики легальны». Неделю назад на круглом столе в Общественной палате было принято решение подготовить соответствующие поправки и направить их в Минтранс, сказал Ликсутов. Между тем Федерация автовладельцев пожаловалась на Uber, Gett и «Яндекс.Такси» в прокуратуру. Почувствовав конкуренцию, операторы устаревающей модели бизнеса, конечно, отправились жаловаться. И лишь ФАС выступила в защиту прогресса.

Из всех участников процесса только «бомбильные товарищества» и сами компании ведут себя логично. Одни сопротивляются полному вытеснению с рынка, вторые агрессивно захватывают его.

Общественная палата должна была бы в теории радоваться низким ценам, а правительство Москвы – наконец-то наведенному порядку на улицах города.

Самое интересное – это позиция ФАС, которая всем довольна. На самом деле в идеальном мире они должны были бы пристально следить за работой новых компаний. Причин для этого несколько. Во-первых, с большой вероятностью через несколько лет рынок такси в больших городах станет олигополистическим. Во-вторых, агрегаторы дотируют небольшие поездки, доплачивая за них водителям. Как и сколько – общих данных нет. О самом факте таких дотаций известно только со слов разговорчивых таксистов, но это заведомо необычная тактика. Нередко соседствующая с демпингом. В-третьих, опыт Uber в других странах показывает, что компания с легкостью начинает играть не по правилам. Не все правила и регламенты плохи, однако почти всегда их нарушения ведут к появлению конкурентных преимуществ.

Но чиновники, так же как разоряющиеся конкуренты, обычно пропускают революционные технологии. В России это, наверное, можно только приветствовать. Вмешательство ФАС ничуть не лучше, чем работа СЭС, где главным мотивом является отработка возможности прижать клиента с максимально формалистским подходом. Так что пусть чиновники пока просто наслаждаются удобством Gettaxi, «Яндекса» и Uber, как и все мы. А лет через пять, когда отрасль признают стратегической, компании будут уже достаточно большими, чтобы отбиваться от запросов ФАС, Роспотребнадзора и прокуратуры.

Автор – независимый обозреватель