Аналитика / Аттестат зрелости
Статья опубликована в № 3884 от 30.07.2015 под заголовком: Аттестат зрелости: Жалобы на прогресс

Жалобы на прогресс

Почувствовав конкуренцию, операторы устаревающей модели частного извоза, конечно, отправились жаловаться
Андрей Панов

Любой, кто пользовался московским такси 10 лет назад, знает, как сильно изменился этот абсолютно дикий рынок. Навигаторы сделали профессию таксиста доступной для каждого, а агрегаторы научили таксистов вежливости. Настолько, что иногда даже становится неловко, когда после безупречной поездки водитель начинает буквально умолять тебя поставить пятерочку.

Все это игра в сторону пассажира. Главным призом в которой стала стоимость поездки. В какой еще индустрии могло произойти то, что случилось с поездкой до московских аэропортов, дешевеющей многие годы подряд. Например, из «Домодедово» до «Шереметьево» на Uber сейчас можно доехать за 1500 руб. – немногим более, чем таксисты раньше брали за поездку от 1-го до 2-го «Шереметьево».

Тем не менее если почитать газеты или послушать новости, то порой можно подумать, что Uber вместе с «Яндекс.Такси» и прочими агрегаторами – это мировое зло. «Работа агрегаторов такси законодательно плохо отрегулирована, ведь они несут ответственность за безопасность пассажиров и влияют на ценовую политику, – заявил недавно руководитель московского департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Максим Ликсутов. – В Москве мы с основными компаниями – «Яндекс.Такси», Gettaxi (сейчас называется Gett. – «Ведомости) и Uber договорились о том, что они работают только с легальными перевозчиками, постоянно проверяют и дают нам отчеты по тому, какие заказы они выполняют, чтобы мы видели, что перевозчики легальны». Неделю назад на круглом столе в Общественной палате было принято решение подготовить соответствующие поправки и направить их в Минтранс, сказал Ликсутов. Между тем Федерация автовладельцев пожаловалась на Uber, Gett и «Яндекс.Такси» в прокуратуру. Почувствовав конкуренцию, операторы устаревающей модели бизнеса, конечно, отправились жаловаться. И лишь ФАС выступила в защиту прогресса.

Из всех участников процесса только «бомбильные товарищества» и сами компании ведут себя логично. Одни сопротивляются полному вытеснению с рынка, вторые агрессивно захватывают его.

Общественная палата должна была бы в теории радоваться низким ценам, а правительство Москвы – наконец-то наведенному порядку на улицах города.

Самое интересное – это позиция ФАС, которая всем довольна. На самом деле в идеальном мире они должны были бы пристально следить за работой новых компаний. Причин для этого несколько. Во-первых, с большой вероятностью через несколько лет рынок такси в больших городах станет олигополистическим. Во-вторых, агрегаторы дотируют небольшие поездки, доплачивая за них водителям. Как и сколько – общих данных нет. О самом факте таких дотаций известно только со слов разговорчивых таксистов, но это заведомо необычная тактика. Нередко соседствующая с демпингом. В-третьих, опыт Uber в других странах показывает, что компания с легкостью начинает играть не по правилам. Не все правила и регламенты плохи, однако почти всегда их нарушения ведут к появлению конкурентных преимуществ.

Но чиновники, так же как разоряющиеся конкуренты, обычно пропускают революционные технологии. В России это, наверное, можно только приветствовать. Вмешательство ФАС ничуть не лучше, чем работа СЭС, где главным мотивом является отработка возможности прижать клиента с максимально формалистским подходом. Так что пусть чиновники пока просто наслаждаются удобством Gettaxi, «Яндекса» и Uber, как и все мы. А лет через пять, когда отрасль признают стратегической, компании будут уже достаточно большими, чтобы отбиваться от запросов ФАС, Роспотребнадзора и прокуратуры.

Автор – независимый обозреватель