Здравствуй, племя младое

Владимир Путин, возможно, начинает формировать команду новых молодых фаворитов
Путин, возможно, начинает формировать команду новых молодых фаворитов – которые не были связаны с ним на ранних этапах его карьеры в силу возраста

Внешний фактор накладывает серьезный отпечаток не только на внешнюю, но и на внутреннюю политику России. Система управления страной несколько перенастраивается. И дело не только в ограниченности ресурсов из-за санкций. Владимир Путин вынужден значительную часть своего времени тратить на решение внешнеполитических проблем. Это дает элитным группам определенный простор для убеждения Путина в своей правоте. Сам же Путин не может позволить себе арбитраж с участием слишком большого числа участников. Отсюда и зависание некоторых вопросов, и стремление ограничить круг коммуникации. Общаться с ограниченным кругом лиц, участвующих в принятии решений, все же проще. Система ручного управления так лучше функционирует.

С этим и связана идея укрупнения министерств и ведомств. Часто в укрупнении нет никакой логики – кроме аппаратной. Кланы при этом стараются усилить влияние своих представителей за счет расширения их полномочий. Уже произошло лишенное экономического смысла слияние ФАС и ФСТ. В объединении баз налоговой службы и таможни многие увидели прообраз министерства доходов, шансы на создание которого будут расти пропорционально усилению негативных экономических тенденций. Объединение Минфина и МЭР пока выглядит аутсайдером из слухов, но тенденцию подтверждает. Наверняка будут и другие министерские слияния.

Однако представление о Путине как о заложнике какой-то узкой группировки сильно преувеличено. Путин вместе с укрупнениями продолжил еще один любопытный процесс. Он добавляет новых игроков, которые начинают менять аппаратный ландшафт. Очень любопытна в этом плане замена Владимира Якунина на Олега Белозерова. СМИ гадают, чьим человеком он является. На самом деле кланы могут рекомендовать Путину каких-то людей. Но сами они должны были лично чем-то запомниться Путину. И слушать они будут только его, а не кланы. Наоборот, представители молодого поколения путинских управленцев, которые ориентируются не на Путина, а на сильные фигуры из его окружения, наказываются. Пример – Евгений Дод.

Путин, возможно, начинает формировать команду новых молодых фаворитов – которые не были связаны с ним на ранних этапах его карьеры в силу возраста и которые были представлены Путину уже после того, как он стал президентом. Взлетом карьеры они будут обязаны исключительно Путину. Лояльность президенту будет даже выше, чем у старшего поколения путинского окружения – хотя бы потому, что они в силу молодости надеются править страной после ухода Путина с президентского поста. Благодаря Путину они уже получили значимые позиции в государстве, их просто нужно сохранить, а после ухода Путина будет шанс продвинуться и дальше.

Возможно, они будут соперничать с другим типом молодых менеджеров: детьми и другими младшими родственниками людей из путинского окружения, которых активно ставят на высокие посты в госбизнесе. Последние будут еще и обладателями собственности, что внесет дополнительную интригу. Так что скучно не будет.

Автор – генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности