Свидетели обвинения

Зачем говорить королю, что он гол, если он и так это знает
Может быть, никто не отправится в тюрьму и не лишится должности, но мы должны быть благодарны расследователям из ФБК за одно то, что они разрушают аморальный общественный договор

Иностранец – особенно из тех стран, где говорят на германских языках, – услыхав историю про генерального прокурора Чайку, спрашивает обыкновенно, сколько людей отправилось в отставку. Соотечественник, если наивен, спрашивает, что стало с публикатором расследования, а если достаточно умудрен, интересуется, зачем вообще все это было затевать. Ничего же все равно не изменится. Даже митинга не будет.

В результате героической деятельности Фонда борьбы с коррупцией (ФБК) может стать даже хуже, подсказывает бытовое чутье. Верховная власть демонстративно проигнорирует любое расследование, выдав тем самым коррумпированным чиновникам карт-бланш на осуществление мести. Они сохранят чины и смогут бесчинствовать уже вполне открыто, не опасаясь дальнейшей компрометации. Ни общество, ни народные мстители от этого не выигрывают.

Отсутствие реакции на громкие расследования, естественно, не случайность. Власть очень внимательно следит за тем, чтобы это всегда было так. Несмотря на это, многие люди готовы идти на большой персональный риск, чтобы разоблачить государственную коррупцию. Главный вдохновитель и организатор громких расследований многократно судим по нелепым обвинениям. Но сотни людей готовы ему помогать без всякой надежды на то, что их труд принесет плоды, по меньшей мере в ближайшие годы. В политической системе, построенной на бесстыдстве, имеет ли смысл кричать, что король голый?

Что заставляет саму эту систему гоняться за обличителями? Ведь каждая значимая политическая победа правящего режима была связана с очередным актом демонстративного пренебрежения приличиями. Первые лица страны не стесняются говорить «мы никогда не скрывали» про вещи, которые они отчаянно отрицали еще позавчера. Чиновники публично отрекаются от своих детей и жен, когда на кону не вопросы войны и мира, а несколько миллионов рублей в неаккуратно заполненной декларации о доходах. Лучший способ деморализовать протест – это совершить мерзкий поступок и предъявить общественности издевательскую улыбку вместо оправданий.

Но каждое новое расследование снова и снова показывает: самая беспроигрышная схема слабее человеческой природы. Можно жмуриться изо всех сил, затыкать уши и кричать «посолю и скушаю», но обвинения не пропадают впустую. Тишина, которой были встречены обвинения ФБК в адрес окружения генерального прокурора, как будто звенит. И с каждой пресс-конференцией будет звенеть все громче. Даже премьер-министр и президент, доказавшие свою способность игнорировать любое злодеяние, неуютно себя чувствуют в этой тишине.

Чтобы мафиозное государство существовало длительное время, нужно, чтобы и население, и чиновники согласились не называть его мафиозным, по крайней мере вслух. И как только это молчаливое согласие ставится под сомнение, даже преступники не могут делать вид, что все в порядке. Может быть, никто не отправится в тюрьму и не лишится должности в результате скандала, но мы должны быть благодарны расследователям из ФБК за одно то, что они разрушают аморальный общественный договор.

Автор – главный редактор Inliberty