Готово ли население быть соучастником поражений власти

Экономические проблемы могут превращать сверхпопулярного лидера в объект ненависти
Современная история России знает примеры, когда стремительное нарастание экономических проблем превращало сверхпопулярного лидера в объект почти всеобщей ненависти

В минувшие праздники власть испытала новый метод переложения ответственности за свои решения на широкие народные массы с помощью социологических опросов. В ходе проведенных опросов населения Крыма и Севастополя было установлено, что население этих регионов готово терпеть перебои с электричеством, лишь бы не подписывать договор с Украиной на условиях Киева.

В каком-то смысле это очередная реализация давно выведенной формулы «приватизация прибылей – национализация убытков». Сам по себе трюк с социологией апробирован еще в середине марта 2014 г., когда с помощью опроса общественного мнения на всей территории России как бы было легализовано присоединение Крыма. Но в том случае власть призывала население разделить с ней радость победы, а сейчас – ответственность за ухудшение своей жизни. Таким образом, то, что в марте 2014 г. было частью пиара геополитического триумфа, в начале 2016 г. оказалось отходом на новые рубежи обороны.

Нет ничего странного, что люди с радостью готовы были почувствовать себя соучастниками побед и успехов власти. Но это вовсе не значит, что с теми же чувствами они встретят и горечь поражений, и наступающую нищету.

Современная история России знает примеры, когда стремительное нарастание экономических проблем превращало сверхпопулярного лидера в объект почти всеобщей ненависти. В обозримом прошлом это случалось как минимум дважды. Первый раз – с Михаилом Горбачевым, который обещал людям реформы и «социализм с человеческим лицом», но через несколько лет оказался непопулярным и откровенно презираемым персонажем, в каком статусе и сошел с политического олимпа. Вторым этот путь прошел Борис Ельцин, причем в считанные месяцы. Его популярность в 1991 г., когда граждане России, безусловно, верили ему и ждали скорых и счастливых чудес, обернулась разочарованием 1992 г., когда рост цен и болезненная ломка советской экономики отбросили миллионы граждан России в нищету. Сложная система доказательств, однозначно указывающая, что в бедах переходного периода были виноваты прошлые 70 лет экономических экспериментов и нерешительность Горбачева, ни в чем не убедила большинство населения.

Те самые «простые люди», к которым традиционно апеллирует государственная пропаганда, вообще не очень готовы воспринимать сложные логические конструкции, особенно тогда, когда экономические проблемы дошли непосредственно до них. Даже в странах с большими демократическими традициями население не склонно винить себя за неудачи своих же избранников, что же говорить о нашей стране, где все последние годы людей призывали исключительно к лояльности фактически несменяемой власти?

Нравится это кому-то или нет, но наш народ вовсе не большой любитель винить себя в ошибках своих лидеров и тем более каяться за что-то перед всем миром. Какие бы опросы и голосования ни проводились, за все плохое в исторической перспективе будет отвечать власть, персонифицированная в лидере.

Автор – президент Института развития и модернизации общественных связей, Екатеринбург