Мнения
Бесплатный
Аналитика / Правила игры
Статья опубликована в № 4037 от 21.03.2016 под заголовком: Правила игры: В поиске длинных денег

В поиске длинных денег

Нужно разрешить НПФ самим управлять инвестициями в частный сектор
Максим Буев

На VII Российском пенсионном конгрессе (РПК) я модерировал секцию, где обсуждались вопросы управления деньгами негосударственных пенсионных фондов (НПФ), а также возрастающая роль пенсионных средств как долгосрочного инвестиционного ресурса. К сожалению, к тому моменту многие чиновники, присутствовавшие на конгрессе, уже покинули мероприятие. Они пропустили важное, на мой взгляд, обращение представителей НПФ к госрегуляторам: нужно менять законы в отношении НПФ таким образом, чтобы фонды могли самостоятельно, а не только через управляющие компании управлять всем спектром своих инвестиционных активов. Это снизило бы расходы фондов, позволило бы им лучше контролировать риски и потенциально создало бы больше предпосылок к появлению пресловутых длинных инвестиций.

Согласно действующему законодательству НПФ вправе самостоятельно размещать средства в государственные и муниципальные ценные бумаги, ценные бумаги субъектов РФ, на банковские депозиты или в объекты недвижимости. Для инвестирования в другие активы фонды должны привлекать УК. Проще говоря, созданы условия, при которых НПФ сами могут лишь поддерживать инвестиции в госсектор, которые заведомо менее эффективны. Так на самом деле и обстоит дело: сейчас средства НПФ в подавляющем большинстве размещены консервативно, на банковских депозитах и в государственных ценных бумагах. Инвестиции в частный сектор НПФ может делать только через УК, что ведет к повышению расходов на вложенный рубль, а также к частичной потере контроля над инвестиционной стратегией. Параллельно снижается способность НПФ к проведению эффективного риск-менеджмента.

Интересно, что запрос на перенос управления инвестициями in-house, т. е. внутрь фирмы, – тенденция не только российская. В последние пару лет все больше зарубежных НПФ также отказывались от аутсорсинга в управлении активами. Причины те же: снижение расходов и получение большего контроля над инвестиционными стратегиями. В условиях исторически низких процентных ставок у западных НПФ значительно вырос аппетит к инвестициям в альтернативные активы, например в частные компании (private equity) и прямые кредиты бизнесу. Аутсорсинг управления такими инвестициями повышает вероятность ошибок фондов по части риск-менеджмента. Отсюда и тенденция к инсорсингу.

В России возможности НПФ уже существенно ограничены, если речь идет об инвестициях в «альтернативные активы». Например, запрещена закачка денег в связанные проекты, т. е. группы взаимозависимых юрлиц. В то же время ставки процента в стране высокие, равно как и уровень инфляции. Последняя для всех (в том числе пенсионеров), по сути, является единственным бенчмарком. Для того чтобы в сложившихся условиях инвестиции НПФ этот бенчмарк успешно били, нужно дать им больше свободы по части управления активами.

По традиции проходящий весной РПК ежегодно задает участникам рынка и его регулятору – ЦБ – домашнюю работу, которую предстоит решить до следующего конгресса. Создать условия для инсорсинга управления инвестициями в НПФ – вот задача для ЦБ в этом году.

Автор – декан факультета экономики Европейского университета в Санкт-Петербурге