Либо шах, либо ишак

Министр в России не может обещать ничего
Пятнадцать лет! Если бы министр финансов Российской Федерации мог обещать своим согражданам хоть что-нибудь на таком временном горизонте, это уже была бы лучшая пенсионная реформа

Когда министр финансов выступает с заявлением о пенсионной системе, это всегда важная новость. Кто как не он понимает в финансовом планировании – лучшего авторитета не найти. И если Антон Силуанов заявляет, что мы должны позаботиться о своей старости, хочется ему поверить. Тем более что мы несем ответственность за собственное будущее, кто ж с этим спорит.

Проблема в том, что министр не ограничивается полезным бытовым советом. Он говорит еще, что в министерстве есть видение новой накопительной системы пенсионного обеспечения, что система эта будет лучше прежней и начнет действовать с 2017 г. Он намекает, что ответственные налогоплательщики могли бы поучаствовать в этой новой системе и, может быть, впервые за 100 лет их деньги не будут национализированы и они сами смогут их потратить. Он допускает мысль, что эти новые правила просуществуют без изменений хотя бы 15–20 лет; столько придется ждать пенсии медианному жителю страны.

Пятнадцать лет! Если бы министр финансов Российской Федерации мог обещать своим согражданам хоть что-нибудь на таком временном горизонте, это уже была бы лучшая пенсионная реформа. Буквально: что-нибудь.

Пообещать, например, что в ближайшие полтора десятилетия не случится немотивированной ядерной войны. Или вообще войны: российские власти не захотят никого спасать или присоединять по результатам референдума; не попадут под санкции или не наложат их на собственный народ. Поручиться, скажем, что в стране не изменится алфавит, выборное законодательство, правила дорожного движения, список регионов, упомянутых в Конституции, сама Конституция вдоль и поперек. Дать руку на отсечение, что уйдет (или, наоборот, не уйдет) президент – в ближайшие 15 лет. Засвидетельствовать, что президент и правительство не отрекутся (в какой уже раз) от собственных реформаторских планов. Поспорить с кем-нибудь о чем-нибудь, что случится или не случится к 2031 г. Любая информация, достойная доверия, помогла бы нам лучше спланировать старость.

Необязательно обещать что-то хорошее, хватило бы и плохого. Если бы наши сограждане были уверены, что экономика будет стагнировать еще 10 лет, вчерашние союзники и добродушные соседи все до одного станут геополитическими противниками, а пенсии отменят вовсе, – и это было бы большим подспорьем для трудоспособного населения. Люди знали бы наверняка, что не надо полагаться на правительство, и отказывали бы себе в маленьких радостях, чтобы накопить на старость или эмиграцию. Может быть, благодарные жители России давно уже самостоятельно заботятся о своем будущем, но это не связано с публичными выступлениями Антона Силуанова.

Министр не может не только пообещать, что его планы осуществятся, он не может обещать вообще ничего. Поэтому в России не может быть проведена пенсионная реформа, которая по определению есть долгосрочный контракт. И самый точный прогноз в этой области равно доступен высокопоставленному чиновнику, финансисту и простому трудящемуся: либо шах сдохнет, либо ишак.

Автор – главный редактор Inliberty