Сложности китайской грамоты

Какой опыт не стоит перенимать у китайской системы образования
Квинтэссенцией того, как далеко зашел процесс в Китае, могла бы стать фотография пятилетней давности. На ней целый класс школьников готовится к сдаче гаокао под капельницами, для повышения выносливости

Писать про образование в других странах, естественно, сложнее, чем про образование в России. Тем не менее как работает образование во Франции, Германии, Израиле или США, понять не так уж и сложно. Достаточно поговорить со знакомыми, которые учились в местных школах и университетах. Гораздо сложнее понять объективную картину, сложившуюся в Китае. Среди моих знакомых есть только один человек, который учился в китайском университете, и было это лет 15 назад. Поэтому приходится черпать информацию в основном из англоязычных источников. И удивляться тому, как устроено образование в Китае.

Начнем с того, что у китайцев есть свой ЕГЭ – гаокао. Появился экзамен в конце 70-х и, естественно, претерпел много изменений. В какой-то момент экзамен был единым для всей страны, но с переходом к капитализму появились региональные отличия. В экзамене несколько частей – китайский язык, математика, иностранный язык и один/два дополнительных предмета в зависимости от региона и выбора абитуриента.

Успешно сданный гаокао – это путевка в жизнь. Провал – билет на стройку или рисовое поле.

Доля получивших высшее образование (их меньшинство) или заканчивающих техникум среди 25–34-летних китайцев составляет сейчас около 20%. В России – существенно больше 50% даже без учета техникумов.

За 20 лет число студентов выросло в Китае в 8 раз. Понятно, что происходит это в основном не за счет элитных университетов, а значит, конкуренция за лучшие места многократно выше, чем в России.

Одна из проблем, которая стоит перед государством, – это борьба с неравенством. В самом деле: если в университетах первого эшелона так мало мест, а система школьного образования сильно отличается от региона к региону, то как добиться справедливого доступа к высшему образованию? Китай пошел по пути региональных квот. В университетах Пекина или Шанхая большинство мест получают абитуриенты из своего региона, а количество мест для студентов из остальных регионов четко определено. В результате жители богатых городов считают детей из провинции недобросовестными конкурентами, а жители провинции уверены, что государство плохо работает.

В России доминирование московских и петербургских университетов в табели о рангах очевидно. И, как в Китае, провинциальные школы слабее столичных. Тем не менее надеюсь, что региональных или национальных квот у нас уже больше не будет. А значит, важность ЕГЭ, особенно если государство проведет чистку системы образования от бессмысленных университетов, будет возрастать. И тут важно следить, чтобы в России уровень значимости итогового экзамена не был так высок, как в Китае. Наверное, квинтэссенцией того, насколько далеко зашел процесс в Китае, могла бы стать фотография пятилетней давности. На ней целый класс школьников готовится к сдаче гаокао под капельницами, для повышения выносливости. Чем закончилось бы обсуждение такой фотографии в России, даже сложно представить.