Большой футбол и много позитива

Издержки подготовки не испортят болельщикам чемпионат мира по футболу
Все указывает на то, что это будет большой футбольный праздник и что болельщики, и старые, и новые, и будущие, его так и воспринимают

На товарищеский матч сборной России с Аргентиной в Лужниках 11 ноября пришло 78 000 зрителей – аншлаг и рекорд стадиона после реконструкции. Как на всякий отдельный матч, у болельщиков было множество причин пойти на футбол – в составе гостей была целая россыпь мировых звезд, включая Лионеля Месси. Также было множество причин не ходить – матч товарищеский, сборная России в последние годы не впечатляет, аргентинцы отобрались на чемпионат мира со скрипом (если не сказать – чудом) да и ноябрь – не самый располагающий к футболу месяц.

Еще более показательным стал результат товарищеского матча Аргентина (без Месси) – Нигерия в Краснодаре, на который пришли почти 25 000 зрителей. Краснодар – один из самых футбольных городов страны и уж точно самый футбольный из тех, на которых не пройдут матчи чемпионата мира в следующем году, но поверьте: 20 000–25 000 зрителей для «выставочного» (без хозяев) матча в России – совершенно невероятный результат. Это сравнимо со средней домашней посещаемостью самых популярных команд в нашей стране и почти вдвое больше средней по премьер-лиге.

Я вижу в этих цифрах четкий сигнал – россияне собираются идти смотреть большой футбол в 2018 г. На это же указывают цифры начавшихся продаж билетов на матчи чемпионата мира – интерес велик и он растет. А это будет очень хорошо: большой футбол на новых стадионах даст пришедшим новый стандарт – чего нужно ожидать от вечера, проведенного на футболе. В отношении к зрителям, к качеству поля и стадиона и, конечно, логистике.

Да и в том, что зрители расходились со стадиона в Лужниках несколько часов (позорный показатель в наши дни), я тоже вижу позитив. Был я на стадионе в Лужниках – в первый раз осенью 1983 г., на отборочном матче чемпионата Европы (СССР – Польша, 2:0, Демьяненко, 10, Блохин, 62), и с тех пор еще много раз. Оттуда всегда было трудно уйти – основным финтом московских властей было закрытие станции «Воробьевы горы» (тогда называвшейся по-другому). Болельщик оказывался перед выбором: или ждать огромной очереди в узкое горлышко на станции метро «Спортивная», или идти пешком до одной из станций «красной ветки» – «Фрунзенской» или «Парка Культуры» – в центр, «Университета» – из центра. Идти не так уж долго, и места там живописные, но в XXI в. человек, пришедший на большой футбол, может рассчитывать на что-то лучшее.

Судя по описаниям событий 11 ноября, логистика в Лужниках осталась примерно такой же, как 30 лет назад, но реакция есть – и я уверен, что следующим летом, когда в Лужниках пройдет финал чемпионата мира, все будет гораздо эффективнее. (Организаторы матча сборной России 14 ноября в Петербурге подали хороший пример.)

Чемпионат мира 2018 г. воспринимается интеллектуальной элитой прохладно – как какой-то показушный проект, который не принесет настоящей радости. Совершенно неправильно – всё указывает на то, что это будет большой футбольный праздник и что болельщики, и старые, и новые, и будущие, его так и воспринимают.

Автор – профессор Чикагского университета и НИУ ВШЭ