Не лезьте к государству, граждане

Что говорит о правосудии неуважение суда к гражданам
В интересах этих людей, которых судья Петрова отправляла смеяться в коридорчик, по идее, и должно вестись это разбирательство

«Вы куда пошли? Сюда разве можно вам залазить?!» – так судья Коптевского районного суда Вера Петрова, рассматривающая административный иск бывшего кандидата в муниципальные депутаты Тимирязевского района Москвы к избирательной комиссии о фальсификациях на прошедших в сентябре 2017 г. выборах, обращается к административному истцу Ольге Смирновой, когда она пытается приблизиться к столу председательствующего, чтобы лично передать ходатайство.

Десять минут назад судья Петрова запретила Андрею Бузину – одному из ведущих экспертов по избирательному праву – представлять интересы истца на том основании, что он, кандидат юридических наук, не смог представить суду диплом о высшем юридическом образовании. А через 20 минут со словами «Что смешного? В коридорчик смеяться!» она даст указание приставам вывести из зала двух слушателей из числа избирателей. Потом, через какое-то время, попросит вывести еще двух – повышая на них голос за нерасторопность и заглушая говорящего представителя одной из сторон.

Как следует из новой, 2015 г., редакции Кодекса административного судопроизводства, оно призвано разрешать дела «о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан и организаций», а также дела, «возникающие из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных полномочий». То есть речь идет о судебном контроле за действиями госорганов, о спорах граждан с государством, в которых, очевидно, и должно рождаться то самое правосознание, об отсутствии которого у населения так любят сокрушаться наверху.

В зал заседаний к судье Петровой в будний день на этой неделе пришли два десятка жителей района. Так же, как и Смирнова, они пытаются выяснить, как получилось, что избранный ими депутат в итоге так и не получил мандата после странного ночного пересчета голосов в территориальном избиркоме. Как вышло, что по жалобе кандидата-аутсайдера, который даже не присутствовал при подсчете голосов, избирком почти единогласно постановил пересчитать бюллетени. И почему при повторном пересчете 28 лишних голосов оказались, нет, не у жалобщика, а у кандидата от партии власти, которой примерно столько и не хватало для получения мандата. В интересах этих людей – избирателей Тимирязевского района, которых судья Петрова отправляла смеяться в коридорчик, по идее, и должно вестись это судебное разбирательство.

Победившая по итогам первого подсчета на участке Смирнова и ее представитель просят суд истребовать видеозаписи с камер наблюдения и сами бюллетени: они должны дать ответ на вопрос, была ли фальсификация. Судья Петрова смотрит строго и повторяет: «Суд на данном этапе считает рассмотрение вопроса преждевременным».

Еще в конце сентября ЦИК после заседания рабочей группы, обсуждавшей «тимирязевский кейс», оставила разрешение основного вопроса на усмотрение суда, пообещав прислать своего представителя. Представитель явился и подтвердил, что в комиссии ждут решения судьи Петровой. Ответить на вопрос, украли ли 28 голосов у независимого кандидата в пользу кандидата от партии власти, ЦИК пока не решился.

На днях Совет Федерации назначит президентские выборы, президент Путин ожидаемо объявил вчера, что будет в них участвовать. Понятно, что главным вопросом предвыборной повестки будет вопрос о допуске в качестве кандидата в президенты оппозиционного политика Алексея Навального. История с судом по фальсификации на муниципальных выборах в Тимирязевском районе, конечно, слишком мелкая для масштаба страны, хотя и весьма показательная – а в будущем, вероятно, будет и весьма востребованной.