Где бросит якорь инфляция

Представление населения России о стабильном росте цен пока отличается от представления ЦБ
Если политика ЦБ последовательна, то есть надежда, что инфляционные ожидания населения в конце концов станут на якорь там, где это нужно регулятору

На прошлой неделе председатель Банка России Эльвира Набиуллина в интервью телеканалу «Россия 1» привлекла внимание к весьма любопытному явлению. Она отметила, что, несмотря на низкую фактическую инфляцию (около 2,5% по итогам 2017 г.), жителям страны кажется, что цены на продукты растут сильно. Объясняется это тем, что в нашей памяти засел образ инфляции, которая была года два назад.

Подобное явление называется закреплением или анкеровкой (anchoring) инфляционных ожиданий. Временные изменения в экономике, например падение цен на нефть или завышенные процентные ставки, не находят отражения в уровне инфляции, который ожидают люди на сравнительно более длительном временном горизонте. Население как бы считает, что хорошо понимает, как функционирует экономика, какой должен быть темп роста цен, гарантирующий ей стабильность. Поэтому для него новые данные о состоянии экономики и действиях ЦБ – это просто некий шум, которым можно пренебречь. Долгосрочные ожидания инфляции «становятся на якорь», прилипают к какому-то значению. Сама инфляция становится более стабильной к изменениям в уровне агрегированного спроса: у правительства появляется дополнительная возможность для экспериментов со структурой экономики. Экономисты в этом случае говорят, что так называемая кривая Филлипса, показывающая статистическую связь между инфляцией и уровнем безработицы, становится более плоской.

Хорошо, если инфляция становится на якорь у значения, которое близко к цели, установленной ЦБ. Тогда и ЦБ, и жители уверены в одном и том же и живут в одном доме. В дополнение к обеспечению устойчивости рубля ЦБ может полнее сфокусироваться на политике, благоприятной для экономического роста, например, существенно снизить процентную ставку. Если же якорное значение ожиданий инфляции населением и цель ЦБ значительно разнятся (как в России), то попытка ЦБ влиять на экономический рост будет сродни попытке родителей ежедневно воспитывать детей, живущих в другом городе. Можно попробовать, но вряд ли получится.

Где и как инфляционные ожидания становятся на якорь – это сейчас одна из самых горячих областей научных исследований. Полного понимания у ученых пока нет. С одной стороны, на основе популярных методов извлечения инфляционных ожиданий (опросы, реверс-инжиниринг цен некоторых финансовых инструментов) предлагаются различные вероятностные меры анкеровки. С другой стороны, появляются альтернативные методы работы с ожиданиями: в одной из колонок в 2016 г. я уже писал про исследования французского финансиста Эрика Барталона, согласно которым то, как мы формируем ожидания будущего, зависит от воспоминаний о прошлом опыте и интенсивности сигналов о текущем состоянии экономики.

Так или иначе, анкеровка зависит и от действий ЦБ: если его политика последовательна, то есть надежда, что инфляционные ожидания населения в конце концов станут на якорь там, где это нужно регулятору. Посмотрим, что нам скажет председатель ЦБ через год.