Чужой герой нашей страны

Трамп сам стирает остатки привлекательности США
Трамп последовательно разрушает чувство морального превосходства, развившееся в США во времена холодной войны

Как-то раз Мадлен Олбрайт, возглавлявшая тогда госдепартамент США, и ее заместитель Строуб Тэлботт обедали дома у Евгения Примакова, в то время министра иностранных дел России. Разговор за столом зашел о книгах Джона Ле Карре, которые, как выяснилось, Примаков хорошо знал. Когда Олбрайт спросила, с каким из героев Ле Карре Евгений Максимович себя сравнивал, она была уверена, что тот ответит: «Карла», но Примаков сказал: «Джордж Смайли».

В книге «Шпион, выйди вон» и еще в двух других Карла – шпионский псевдоним советского высокопоставленного разведчика, куратора советской агентуры на Западе; Смайли – главный герой Ле Карре, британец, прямой оппонент Карлы. На эту историю я наткнулся в недавней биографии Ле Карре (John Le Carre: the Biography. Adam Sisman). Автор наверняка включил эпизод с Примаковым ради красивой зеркальности и комплиментарности, с которой знаменитый русский, в прошлом разведчик, отзывается о предмете его книги.

Есть тут, наверное, и мягкий триумфализм. За столом – так это изложено у Адама Сисмана – Примаков рассказывает о своей службе в Вашингтоне и контактах с британским дипломатом и советским агентом Дональдом Маклэйном. То есть Примаков идеально подходил бы на роль Карлы, но выбирает почему-то своего противника Смайли. Это ему так нравились англичане и Запад?

Примаков наверняка имел в виду совсем другое. В мире традиционного шпионского романа главный герой – тайный солдат добра. Никакой постмодернизм не способен стереть этические координаты – в них весь смысл. Примакову важно было быть на той стороне, которая чувствует себя правой. В художественном мире Ле Карре это сторона, за которую играет Джордж Смайли, подчеркнуто не тип героя-любовника, но персонаж благородный и умный.

Я не верю, что хитрые русские с помощью спецоперации навязали американцам Дональда Трампа. Все, что мы на сегодня знаем, заставляет думать, что ни Кремль, ни сам Трамп этого президентства не ожидали. Но раз уж разговор зашел о шпионских романах, то сюжет несложно было бы придумать. В этом воображаемом романе цель российских кукловодов – уничтожить в американской политической среде и в элитах стран – союзников США остатки сознания собственной правоты.

Трамп, вроде бы не замеченный в тонкости, в действительности делает довольно тонкую работу – последовательно разрушает чувство морального превосходства, развившееся в США во времена холодной войны и достигшее пика в момент распада СССР. В известном интервью, где ведущий назвал Путина «убийцей», Трамп парировал: «Вы думаете, наша страна так уж невинна?» Откровенное недоверие Трампа собственным спецслужбам, сомнения в готовности США поддерживать союзников, которые он сеет во время визитов за границу, сама его фигура, образ скорее малосимпатичного дельца, чем уверенного в себе политика, – все это вместе стирает остатки привлекательности США и ощущения, что Запад продолжает соблюдать правила, а все остальные их нарушают.

У Ле Карре в противостоянии английского шпионского кукловода и его советского оппонента побеждает англичанин. Переиграть тот матч заново уже нельзя, но отнять у противника радость триумфатора можно.