Мнения / Аналитика / Ratio economica
Статья опубликована в № 4501 от 05.02.2018 под заголовком: Кампания для меньшинства

Как вести кампанию, если не хочешь выиграть

Лозунги и программа Ксении Собчак адресованы заведомому меньшинству избирателей
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание
Константин Сонин

Честно говоря, я не собирался писать про Ксению Собчак в контексте президентских выборов 2018 г. Выборы как развлечение меня не интересуют, а в выборах как процессе смены власти Собчак не участвует. Ничто в ее предшествующем политическом опыте не говорило о том, что она серьезно претендует на то, чтобы быть лидером страны. Я, в принципе, многих людей могу представить отдающими приказы военным, поручающими сотрудникам госбезопасности проведение антитеррористической операции, отправляющими в отставку премьер-министров и предлагающими кандидатуры судей. Но не любых, и Собчак не могу. Не «не хочу голосовать за «кандидата», а «не могу представить, что граждане проголосуют».

А ее «избирательная кампания» меня чем дальше, тем больше убеждает, что Ксения не хочет выигрывать выборы. Не так не хочет, как Михаил Прохоров в последнюю неделю кампании 2012 г., когда было хорошо видно, что его популярность превышает все ожидания и планы (в Москве он в итоге набрал больше 20%, заняв второе место). На протяжении некоторого времени Прохоров хотел набрать как можно больше голосов. А Собчак вообще, кажется, не хочет.

Вот на прошлой неделе Собчак героически – я пишу это без всякой иронии – провела одиночный пикет в Грозном, привлекая внимание к делу правозащитника Оюба Титиева. Это правильный и важный поступок, но какое это отношение имеет к желанию выиграть выборы? Стать президентом? Чтобы получить большинство голосов, нужно получить поддержку тех людей, которые раньше поддерживали действующего президента, Владимира Путина. Что это за избиратели Путина, которые поменяют свои предпочтения, услышав про поддержку чеченского правозащитника? Для сравнения: основной лозунг недопущенного кандидата оппозиции, Алексея Навального, – «борьба с коррупцией» – как раз отвечает основному критерию. Граждан, которых в Путине многое устраивает, но которые хотели бы, чтобы при этом коррупции было бы значительно меньше, как раз много.

Точно так же было со словами Собчак, что Крым в соответствии с международным правом – это украинская территория. В каком смысле такие слова могут приближать победу на президентских выборах? Для значительного большинства такие слова – как красная тряпка для быка. В чем смысл, если участвуешь в президентской гонке, противопоставлять себя большинству избирателей? Я понимаю, что может быть масса объяснений, почему красная тряпка поднята, – это может быть искреннее мнение кандидата, это может быть желание набрать голоса того маленького меньшинства, которому эта позиция и близка, и важна. Но как можно выиграть выборы, противопоставляя себя большинству?

Готовя эту колонку, я зашел на предвыборный сайт Ксении Собчак. Ни одно из мероприятий, описанных на главной странице, не обращено к тем, чьи голоса нужно забрать у Путина, чтобы выиграть. Из 123 пунктов платформы практически все 123 обращены к тем, кто и так настроен оппозиционно. А ведь о них можно не беспокоиться – если удастся переубедить значительную часть путинского электората, эти голоса добавятся сами собой. Можно не беспокоиться – если хочешь выиграть выборы.

Автор - профессор Чикагского университета и НИУ «Высшая школа экономики»

Выбор редактора
Читать ещё
Preloader more