Психология спасения родины

Итоги выборов президента как результат грамотной психологической стратегии Кремля
Ощущение растущей внешней угрозы заставляет группу отказаться от рациональных размышлений, действовать интуитивно, на основе стереотипов

При ликвидации последствий цунами и землетрясений люди, оказавшиеся в опасной зоне, спонтанно создают добровольные группы помощи. Исследования показали, что эффективность работы этих образований зачастую оказывается выше, чем у профессиональных спасателей. Актуальным является вопрос, возможно ли спонтанную реакцию населения заранее предвосхищать и учитывать в разработке политики ликвидации катастроф? Иными словами, можно ли управлять такими психологическими эффектами?

Изучение подобных вопросов – это область социальной психологии, науки, которая исследует поведение людей в группах, а также реакцию групп на изменение внешней ситуации. В частности, эта наука и говорит нам о том, что чувство внешней опасности, риска способствует повышению сплоченности людей. Они начинают действовать слаженно даже в отсутствие лидера и четкой системы управления. Но каким именно будет такое поведение?

Эксперименты показывают, что ощущение растущей внешней угрозы заставляет группу отказаться от рациональных размышлений, действовать интуитивно, на основе стереотипов. Появляется так называемое групповое мышление, когда единомыслие важнее логики. Даже вне группы в повседневной жизни человек очень часто избегает долгих раздумий, а прибегает к использованию эвристик – определенных приемов, позволяющих упростить реальность и найти ответ на вопрос без лишних размышлений.

Интересно, что в знакомых и понятных кризисных ситуациях эвристики позволяют правильно оценить потенциальный риск и принять достаточно правильное, предсказуемое решение. В ситуациях же, когда риски непонятны, эвристики ведут к попаданию в когнитивные ловушки, т. е. принятию «неправильных» решений, трудно объяснимых с рациональной точки зрения.

Если вопрос управления групповым мышлением после катастроф до конца пока еще не решен, то в других областях он, возможно, давно закрыт. Например, в нашей стране – в отношении некоторых политических событий, в частности выборов президента.

Посудите сами: ученым известно, что при голосовании лишь малая доля избирателей вообще пытается логически осмыслять выбор, который делает. Вместо этого часто используются такие эвристики, как голосование за популярного кандидата или сохранение status quo. В преддверии выборов Кремль сумел грамотно сделать несколько вещей. Во-первых, создать у населения ощущение внешней угрозы, которую россияне хорошо понимают на генетическом уровне. Война – это вам не экономика. Во-вторых, спровоцировать условный Запад на подъем русофобских настроений – эта реакция лишь добавляет нам ощущения, что внешняя угроза растет. В-третьих, гарантировать, что в избирательном бюллетене Владимир Путин будет однозначно самым популярным кандидатом. А далее включилось групповое мышление и использование эвристик. Экономические программы и рациональные аргументы в таком случае не важны. Возможные махинации при подсчете бюллетеней, видимо, тоже. Наверное, оппозиции в штат срочно нужен социальный психолог.

Автор - профессор прикладных финансов ЕУСПб, проректор РЭШ по стратегическому развитию