Чем аукнется рост пособия по безработице

Повышение пособий по безработице может вопреки ожиданиям привести к росту теневой занятости
Если формальный сектор сильно зарегулирован, а неформальная экономика способна быстро создавать рабочие места, то рост пособий приведет к вытеснению формальной занятости теневой

В СМИ появилась информация о планах правительства существенно повысить размер пособий по безработице – более чем в 2 раза. Различные комментаторы уже предположили, что вызвано это стремлением смягчить негативные последствия предстоящей пенсионной реформы. Последствиями потенциального повышения пособия называют рост безработицы и сокращение низкооплачиваемой, в том числе неформальной, занятости. Эти два момента настолько интересны с точки зрения экономического анализа, что заслуживают более длинного текста, чем колонка. Все же я попробую прокомментировать это кратко.

Простое повышение пособия однозначно ведет к росту безработицы – с этим ни один экономист спорить не будет. Объясняется это просто. С одной стороны, падает интенсивность поиска работы безработными. Если при прежнем размере пособия безработный согласился бы на первое попавшееся предложение на рынке, то теперь он сможет прикинуть и альтернативные варианты. С другой стороны, повышение пособия сдвигает по крайней мере часть распределения зарплат в сторону повышения. Работодатели теперь вынуждены платить больше, так как у потенциальных кандидатов становится лучше запасной вариант (пособие).

С влиянием на неформальную занятость все не так однозначно. На первый взгляд она должна снизиться по той самой причине, что безработные предпочтут дольше искать хорошую работу, не соглашаясь на низкооплачиваемую занятость. Про это, например, в своих ранних работах писал Дарон Аджемоглу, автор известного бестселлера «Почему одни страны богатые, а другие – бедные». Такой вывод, однако, верен лишь при соблюдении некоторых условий, при нарушении которых повышение размера пособия может привести к росту неформальной занятости и сокращению официальной.

На конечный результат влияют две главные вещи. Во-первых, относительные издержки на одного работника в формальной и неформальной экономиках. Во-вторых, относительная текучесть кадров и стабильность официальной занятости по сравнению с неформальной. Если формальный сектор сильно зарегулирован (бумажная волокита, бесконечные лицензии, налоги, взятки, откаты и т. п.), а неформальная экономика способна быстро создавать рабочие места, то рост пособий приведет к вытеснению формальной занятости теневой. Этот исход тем более возможен, если шкала пособий по безработице является прогрессивной, а не плоской. Иными словами, если размер пособия зависит от уровня вашей зарплаты на последнем месте работы.

В итоге напрашивается следующий вывод. Если правительство действительно озабочено смягчением не только участи безработных, но и последствиями предстоящего повышения возраста выхода на пенсию, то действовать надо не только через повышение пособий. Ключ к успеху заключается в активных политиках на рынке труда (например, обучении безработных новым навыкам), повышающих интенсивность поиска работы, и снижении избыточного регулирования формальной экономики. В общем-то это избитая истина: лучше дать человеку удочку и научить ловить рыбу, чем просто накормить.

Автор - профессор прикладных финансов ЕУСПб, проректор РЭШ по стратегическому развитию