Футбол, пиво и децентрализация

Вопрос возвращения пива на стадионы – это вопрос правильного распределения полномочий между федеральным центром и регионами
Люди, которые платят тысячу рублей за билет и двести рублей за стакан пива, вряд ли примут участие в массовых беспорядках

У чемпионата мира по футболу, блестяще проведенного в России летом 2018 г., останутся большие долгосрочные последствия. Не для экономики в целом: чемпионат мира недостаточно крупное в экономическом смысле событие, чтобы иметь макроэкономические последствия. Но большие последствия для российского футбола. Чемпионат показал, что на футбол готовы ходить десятки тысяч людей – и не только в двух столицах, но и в других городах – и готовы платить за это нормальные деньги. Платить не просто за зрелище, красивый футбол, но и за весь опыт, сопровождающий посещение матча, – качественную организацию, дружелюбную и безопасную атмосферу, достойных соседей по трибуне. И среди прочего за возможность выпить пива, купив его прямо на стадионе.

Перед российскими футбольными клубами стоит вызов – привлечение граждан на стадионы. И самое главное, не фанатов футбола (они уже ходят), а тех, для которых субботний вечер на футболе – один из нескольких вариантов семейного отдыха. Правильная комбинация безопасности, дружелюбия и доступности слабого алкоголя – важный элемент привлекательности футбольного матча. И конечно, продажа пива – серьезная статья потенциальных доходов клубов. Речь идет о миллионах (и даже десятках миллионов) рублей выручки на каждом матче, т. е. о сотнях миллионов в год. Сложность состоит в том, что продажа пива, принесшая огромные деньги на матчах чемпионата мира, запрещена на матчах чемпионата России и еврокубков.

Вопрос о том, разрешать ли продажу пива на стадионах, возможно, не стоил бы колонки экономиста. Однако у проблемы есть интересный общий аспект, не связанный ни с футболом, ни с пивом. А именно – она имеет отношение к правильному распределению полномочий между федеральным центром и регионами. Критики часто указывают на то, что в России сложился излишне централизованный режим и что федеральный центр контролирует неэффективно многое, но, бывает, затрудняются привести простой и ясный пример излишней централизации. Пиво на футбольных матчах – хороший пример.

В вопросе о том, быть или не быть пиву на конкретном футбольном матче, есть три стороны – болельщики, которые хотели бы выпить пива на матче; клуб, который заинтересован в том, чтобы получить прибыль от продаж – и пива, и билетов; и местные правоохранительные органы, которые обязаны обеспечивать порядок. Муниципальные и региональные политические структуры для того и существуют, чтобы эти три стороны нашли решение, при котором в выигрыше будут все три стороны. (Это возможно, как показывает опыт чемпионата мира и опыт других стран.) Это решение может быть разным в зависимости от конкретного стадиона – в городе с относительно дорогими билетами высокий налог (или просто высокая цена) на пиво на стадионе обеспечит безопасность. Люди, которые платят тысячу рублей за билет и двести рублей за стакан пива, вряд ли примут участие в массовых беспорядках. Клубу, который не имеет возможности «дискриминировать вверх» болельщиков, возможно, не стоит спешить с продажей пива.

В разных городах, возможно, нужны разные оптимальные решения. Но у федерального центра (и федеральных законов) нет никакой осмысленной роли в этом процессе. Нет никакой пользы в том, чтобы этот вопрос – возможна ли продажа пива в конкретном городе – регулировался центром или из центра. Задача Думы и правительства – создать простую и прозрачную рамку, используя которую болельщики, клубы и правоохранительные органы в каждом регионе могли бы найти свое оптимальное решение.

Автор — профессор Чикагского университета и Высшей школы экономики