Может ли геополитика быть выгодной

Экономические интересы России в Венесуэле повышают цену политической ошибки
Можно попробовать сделать ставку на ужесточение внутреннего конфликта в Венесуэле. Вопрос — сколько такого рода историй мы потянем

Когда мы возмущаемся, что США вмешиваются во внутреннюю политику других государств и меняют там режимы, всегда возникает сомнение, нет ли тут элемента зависти. Западные страны, чего уж греха таить, на этом еще и зарабатывают, а мы даже на постсоветском пространстве все время платим за политическую лояльность наших соседей – и все равно получаем один неприятный сюрприз за другим, пытаясь снова заливать проблемы деньгами, где это еще возможно. Наша прагматика – это в лучшем случае попытка минимизировать убытки, а не переход к реальному заработку. Возьмем хотя бы Белоруссию, где до сих пор работает система перетаможки 6 млн т нефти в год – иными словами, простая передача экспортной пошлины в белорусский бюджет.

А ведь вроде Россия стала авторитетным игроком на международной сцене. Когда же мы конвертируем это в экономические дивиденды? Промежуточные итоги ожиданий позволяет подвести ситуация в Венесуэле. Политическая близость была использована для поставок оружия в кредит, выдачи предоплаты за нефть, инвестиций в нефтяные проекты и кредиты для PDVSA. Это могло дать отдачу – если заставить Венесуэлу обязательства выполнять. Но сейчас нам тревожно. Скажем, «Роснефть» в качестве обеспечения кредитов получила в залог долю в Citgo, которая работает в США, но сейчас ее деятельность парализована санкциями, да и сама «Роснефть» также находится в американских черных списках. Если брать поставки нефти из Венесуэлы, то под них «Роснефть» вообще приобрела за приличные деньги долю в индийском комплексе Вадинар.

Потенциальная новая власть, правда, пока обещает признать все обязательства власти старой. Однако Китай может попасть на еще большие деньги, что тоже любопытно – ведь Китай вроде бы был гораздо успешнее в своей внешней экспансии. Схема проста: кредиты на жестких условиях, требования допуска китайских компаний в инфраструктурные проекты, которые прежде всего нужны Пекину. Это в первую очередь касается проекта «Один пояс, один путь», хотя и до него Китай начал экспансию в Африку и Южную Америку, вызвавшую (и давно) настоящую панику в США и ЕС. Жесткий китайский каток даже породил череду политических скандалов от Пакистана до Черногории. При этом Китай еще несколько лет назад стал сокращать вложения в Венесуэлу, постепенно выводя деньги из страны, и теперь вполне может разменять поддержку новой власти на признание своих обязательств. Тем более что и она могла бы использовать Китай для балансировки своих новых обязательств перед США.

Что же делать нам? С одной стороны, мы уже очень плотно «вписались» за Николаса Мадуро. Можно упереться и попробовать сделать ставку на ужесточение внутреннего конфликта в Венесуэле. Вопрос только в том, сколько такого рода историй мы потянем. Кстати, хотя многие считают историю с Ливией 2011 г. чуть ли не примером сдачи наших интересов, сегодня Россия стала в этом регионе одним из реальных участников политических процессов.

Автор – генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности