Венесуэльские страхи Москвы

Далекая боливарианская республика – наглядный пример того, как быстро деградирует сделавшая ставку на госэкономику и популизм автократия

Массовые волнения в далекой Венесуэле и возможное смещение президента Николаса Мадуро вызвали живейший отклик в России, которая много лет финансово поддерживала рушащийся сейчас режим. Для Москвы пример Венесуэлы – невероятно богатой нефтью, с большими когда-то перспективами страны, авторитарные руководители которой сделали ставку на огосударствление экономики и подавление оппозиции и всего за несколько лет довели многомиллионное население до голода, – неприятен, но показателен при любом исходе противостояния.

Сейчас в стране установилось двоевластие: Мадуро и лидер оппозиции, спикер Национальной ассамблеи Хуан Гуайдо называют себя легитимными руководителями страны. Традиционный для новейшей истории Венесуэлы конфликт между исполнительной и законодательной властями зашел на этот раз очень далеко: вечером четверга Мадуро не признавали главой государства больше 10 стран, в том числе США, Канада, Бразилия, Аргентина, Колумбия. Но поддержка Гуайдо со стороны западных стран еще не гарантирует ему и оппозиции победы и перерастания кризиса в затяжную гражданскую войну.

Возможная смена власти в Венесуэле – прежде всего следствие жесточайшего экономического кризиса, в котором страна оказалась вследствие мегапопулистской политики ее руководства. Это тупик «боливарианского социализма», пути, по которому страна шла последние 20 лет – сначала под руководством Уго Чавеса, а затем его преемника Мадуро. Его итогом стали астрономическая инфляция, голод и бегство населения из страны. Тут уже, казалось бы, сложно списать проблемы в стране на происки внешнего врага (из которых главный – США). Но именно этой версии по-прежнему придерживается Мадуро.

Кризис зародился не вчера, но нынешняя взрывоопасная ситуация – прежде всего следствие ошибок Мадуро, который продолжал линию Чавеса на построение «социализма XXI века» и отказывался проводить крайне необходимые для экономики непопулярные рыночные реформы, отмечает ученый секретарь Института Латинской Америки РАН Дмитрий Розенталь. Снижение социальных расходов и дотаций для бедных могло смягчить ситуацию, но Мадуро и его окружение оказались пленниками собственных популизма и антиамериканизма, что усугубило кризис в экономике, пошатнувшейся после падения цен на нефть в 2014 г. Они также не учли, что ситуация в Латинской Америке изменилась: левые потеряли власть в крупнейших государствах региона – Бразилии и Аргентине, говорит Розенталь.

Как Уго Чавес и Николас Мадуро руководили Венесуэлой

Декабрь 1998 г. Уго Чавес побеждает на президентских выборах с 56,2% голосов.

Май 1999 г. Законодательно усилена роль государства в экономике

Декабрь 1999 г. Референдум по новой конституции, разработанной Чавесом

Июль 2000 г. Чавес переизбран на пост президента 60% голосов

Апрель 2002 г. Попытка госпереворота, через три дня заговорщики отпускают Чавеса

2003 г. Вводится контроль за ценами на продукты, жесткий валютный контроль

Декабрь 2006 г. Чавес переизбран на пост президента 63% голосов

Февраль 2007 г. Чавес подписал закон о национализации нефтяных месторождений

Февраль 2009 г. По итогам референдума отменены ограничения по числу президентских сроков

Сентябрь 2009 г. Венесуэла признает независимость Южной Осетии и Абхазии

Октябрь 2012 г. Чавес переизбран на пост президента 54% голосов

Декабрь 2012 г. Чавес провозгласил Мадуро своим преемником

Март 2013 г. После смерти Чавеса Мадуро становится врио президента

Апрель 2013 г. Мадуро побеждает на президентских выборах с 50,61% голосов

Декабрь 2015 г. На выборах в Национальную ассамблею побеждает оппозиция

Январь 2016 г. Мадуро вводит в стране чрезвычайное экономическое положение

Апрель 2016 г. Нацассамблея запускает подготовку к референдуму о досрочном отстранении Мадуро от власти

Август 2016 г. Верховный суд признает решения Нацассамблеи не имеющими силы

Ноябрь 2016 г. Верховный суд постановляет, что парламент должен остановить подготовку к импичменту

Март 2017 г. Верховный суд принимает полномочия Нацассамблеи, вскоре решение аннулируется

Апрель 2017 г. Начало массовых протестов

Июль 2017 г. По распоряжению Мадуро проходят выборы в Конституционную ассамблею, которая фактически заменяет Нацассамблею

Май 2018 г. Мадуро переизбран на пост президента с 67,8% голосов. Легитимность переизбрания не признают США, «Группа Лимы» и католическая церковь

Август 2018 г. Покушение на Мадуро

Август 2018 г. Деноминация боливара

Январь 2019 г. Инаугурация Мадуро

Январь 2019 г. Спикер Нацассамблеи Хуан Гуайдо объявил себя главой государства

Санкции против Венесуэлы и ее руководителей, введенные США и рядом других стран, подстегнули кризис, но их роль не следует переоценивать. Инфляция, колебавшаяся, по данным Всемирного банка, в 2002–2015 г. от 7,8 до 45%, в 2018 г., по сведениям парламента, достигла 1 700 000%. Прогноз МВФ на 2019 г. – 10 000 000%. По оценкам ООН, к концу 2018 г. страну покинули около 3 млн человек – почти 10% населения, к концу 2019 г., по прогнозам Верховного комиссара ООН по делам беженцев, их число может вырасти до 5,3 млн. Мадуро не сумел избежать раскола в элитах (так, сторону оппозиции приняла генпрокурор-чавистка) и полностью подавить оппозицию, выигравшую в 2015 г. выборы в парламент (функции которого, впрочем, были присвоены лояльной Мадуро Конституционной ассамблеей). Гиперинфляция, дефицит, рост насилия резко обострили недовольство жителей страны. Однако протесты в городах вызваны прежде всего отчаянием населения, а не активностью расколотой оппозиции. Исход конфликта зависит от позиции армии, полагает Розенталь. Командование официально заявило о поддержке Мадуро, однако военные тоже не монолитны: в армии вспыхивали волнения против правящего режима, участилось дезертирство, возможен раскол в высшем офицерстве.

Показательна реакция Москвы и Китая – двух важнейших для Венесуэлы инвесторов. Китай аккуратно призвал стороны конфликта «найти путь политического урегулирования посредством мирного диалога в рамках конституции». Москва отреагировала крайне болезненно. «Мы вновь убеждаемся, что США <...> в очередной раз (просто в Венесуэле все сделано предельно грубо) пытаются выступать вершителями судеб других народов, вмешиваются в их внутренние дела», – заявил министр иностранных дел Сергей Лавров. Такая реакция вызвана не только страхом потерять вложенные в страну деньги (Китай вложил в разы больше) и выгодные контракты на поставку вооружений. России важно выглядеть великой державой, противостоящей США по всему миру, в том числе в Западном полушарии. Для нее поддержка Чавеса и Мадуро, выражаясь словами Никиты Хрущева, – это попытка «запустить ежа в штаны американцам», как устройство ракетной базы на Кубе в начале 1960-х гг. Но сейчас борьба против США для России носит прагматический характер, отмечает политолог Алексей Макаркин: Москва готова сотрудничать с любыми, правыми или левыми, антиамериканскими политиками и режимами. Кроме того, Кремль опасается, что кризис авторитарной петрократии может повториться и в России. Отсюда требования Москвы признать право «законного» президента подавлять оппозицию и волнения, невзирая на мнение внешнего мира, говорит политолог Андрей Рябов. Другое дело, что поддержка действующей власти до последнего не раз портила отношения России со странами, где в итоге побеждала оппозиция. Получается, Кремль не учится даже на собственных ошибках.