Тупик отрицания выборов

Говоря об украинских выборах, Кремль говорит в первую очередь о себе
Все, что рассказывает про западную плутократию и киевскую хунту российская власть, – это ее рассказы о себе самой

На любых выборах действующая власть рассматривается в Кремле как потенциальный победитель. Даже если действующая власть тотально непопулярна, ничего не меняется: фиктивность любых выборов на вершине российского олимпа давно провозглашена аксиомой, а про манипуляции, давление на избирательные комиссии, подлог и т. д. там знают не понаслышке. Такая стратегия уже не раз приводила к конфузам, но отказываться от нее, как кажется, никто не собирается.

Если кто помнит, триггером обострения российско-украинских отношений стала безоглядная ставка Москвы на тогдашнего украинского президента Виктора Януковича. Если бы российское руководство учитывало настроения и оценки ситуации не только одной из сторон украинского противостояния и положило бы хоть несколько яиц в корзинку оппозиции, события могли развиваться совершенно по-другому. Даже спустя пять лет после майдана на Украине все еще возможны откровенно пророссийские кандидаты: если Юрий Бойко занял по итогам первого тура выборов президента 31 марта 2019 г. 4-е место, то представляется очевидным, что в 2014–2015 гг. у России было значительно больше возможностей эффективно влиять на внутреннюю политику Украины, не доводя дело до беды.

Довольно наивно полагать, что руководство России сколь-нибудь сильно желало победы персонально Дональду Трампу или верило в ее возможность. Исходя из описанной выше логики, победить, конечно же, должна была Хиллари Клинтон, и именно в расчете на ее неизбежное президентство расставлялись все ловушки.

Выводы комиссии спецпрокурора Роберта Мюллера – они ведь именно про это: никакого сговора действительно не было, просто Кремлю было выгодно поддерживать Трампа как дезорганизующий элемент в пику неизбежной, как казалось тогда многим людям не только в Кремле, победы госпожи Клинтон.

Представим себе на минуту, как все выглядело бы, если бы президентом все-таки стала Хиллари Клинтон: Россия извне, а Трамп изнутри снова и снова воспроизводили бы всю конспирологию про обман избирателей и украденную победу, опираясь на поддержку значительной части американского общества. Представляется, что в роли деструктивной и беспринципной внутриамериканской оппозиции Трамп был бы гораздо эффективнее и полезнее Кремлю, чем в своем нынешнем статусе. Более того, как оппозиционер, он мог бы требовать отмены санкций против России и критиковать внешнюю политику США без каких-либо последствий для себя.

На примере Трампа, помимо всего прочего, мы видим попытку реализовать на практике популярную схему из внутрироссийских темников: несистемный оппозиционер, обладающий солидным финансовым ресурсом, которому разными способами (например, манипулируя в интернете) помогают иностранные спецслужбы, использует выборы для подрыва государственности. Впрочем, и тут все пошло иначе: выяснилось, что такой человек может не только испортить обедню истеблишменту, но и победить, что вновь ставит под вопрос саму концепцию выборов как инсценировки с известным концом.

И вот снова Украина. Вся российская пропаганда строилась на несложном наборе тезисов: по итогам переворота в Киеве к власти пришел марионетка Запада Петр Порошенко, никаких выборов нет, а есть бесконечная махинация и манипуляция, по итогам которой победит действующая власть. Даже спешное анонсирование непризнания итогов украинских выборов выглядит заготовкой, которая вполне логична при победе Порошенко, но кажется несколько странной после первого тура, где он проиграл.

Все, что рассказывает про западную плутократию и киевскую хунту российская власть, – это ее рассказы о себе самой, о несменяемой и непобедимой на выборах власти, которая уж точно не допустила бы своего поражения на ею же проводимых голосованиях. Раз за разом выборы в разных странах и иногда даже внутри России спутывают карты кремлевским стратегам – но реакция каждый раз одна и та же: усиление страха перед непредсказуемостью демократии и новые меры контроля за выборами в России, чтоб ни один сюрприз, случившийся в другой стране или в каком-то отдельно взятом регионе, не повторился на всероссийских выборах.

Удивится ли кто-то, если теперь в России срочно запретят участие в выборах деятелям шоу-бизнеса?

Автор — публицист, Екатеринбург