Независимые кандидаты в Мосгордуму уже выиграли нынешнюю предвыборную кампанию

Даже официальные СМИ признали их серьезными игроками на выборах
В тот момент, когда госСМИ назвали Соболь и Яшина независимыми кандидатами, Соболь и Яшин уже выиграли

Вот новость на сайте государственного информационного агентства ТАСС от 15 июля: «Встреча главы избиркома с независимыми кандидатами в депутаты Мосгордумы не состоялась». Речь в ней идет про таких кандидатов, как Илья Яшин, Любовь Соболь, Иван Жданов, Константин Янкаускас, Сергей Митрохин, Кирилл Гончаров, Анастасия Брюханова и др. Зафиксируем, что ТАСС подтвердил описательно – прямо в заголовке – их самоидентификацию как «независимых» в пику остальным, очевидно, зависимым так или иначе от действующей власти.

Можно сказать, что это лишь жонглерство словами, не более. Но подбору слов в новостях в последние годы в России уделяют внимание не только профессора и медиааналитики. Слова во многом определяют восприятие описываемого феномена.

Закон Димы Яковлева и «закон подлецов» – вроде об одном и том же документе, но рождает в голове читающего несколько разные ассоциации, не правда ли? Или взять хотя бы набивший оскомину пример про вооруженных людей в Донецкой и Луганской областях. Прокремлевские СМИ называют их ополченцами, и это слово отсылает к семантическому полю Второй мировой, ведь ополченцы – это простые люди, что взяли в руки винтовки, чтобы воевать с фашистами (кто тут тогда фашисты?). Российские СМИ, что не подконтрольны Кремлю, называют их обычно более нейтрально – сепаратистами. Ну и украинские журналисты не скупятся на выражения вроде «бандиты», «преступники», а то и «террористы».

Любопытно, что в абзаце выше мне пришлось дать сложную описательную конструкцию «СМИ, что не подконтрольны Кремлю», чтобы избежать еще одной такой навязанной дихотомии – оппозиционные СМИ (вариант: либеральные СМИ) и независимые СМИ. Дуальность эта так глубоко въелась в головы, что многие журналисты независимых СМИ действительно считают, что работают в оппозиционных изданиях и ipso facto должны поддерживать оппозицию и закрывать глаза на ее проколы.

Этим самым эти журналисты, конечно, подыгрывают давно сложившемуся с подачи Кремля и весьма стереотипизированному дискурсу о российской оппозиции вообще и об оппозиционных журналистах в частности. Этот набор штампов предполагает, во-первых, нелюбовь к народу и презрение ко всему русскому (вековые традиции «гнилой» интеллигенции); во-вторых, пораженчество и радость от удач и успехов «врагов» России; в-третьих, работу за «деньги Запада», который дает их как бы пятой колонне; в-четвертых, склочность, скандальность, шапкозакидательство и, наконец, отсутствие реальных дел и конкретных предложений.

Образ независимых кандидатов в Мосгордуму полностью разрушает эти стереотипы. Медийно он выглядит так: это люди, которые делают реальные дела, многие из них уже выиграли муниципальные выборы, они хотят попасть в бюллетень и справедливого к себе отношения, а вовсе не майдана или бузотерства. Добавьте к этому любовь к России и Москве и ставшие привычными на протестных акциях российские триколоры – и вы получите победу нового оппозиционного дискурса, созданного самими оппозиционерами, над старым, созданным в Кремле.

И тут уже не столь важно, что будет на самих выборах в сентябре. В момент, когда государственные СМИ назвали в своих заголовках Соболь и Яшина «независимыми кандидатами», Соболь и Яшин уже выиграли.

Автор - сооснователь KF Consulting