Эпизод для миллионов

Каждый плохой сигнал по чуть-чуть делает экономическую стагнацию все более устойчивой
Каждый из этих эпизодов слишком мал, чтобы заставить отдельного человека поменять свое решение <...> однако <он> влияет, пусть мало и пусть вероятностно, на десятки миллионов людей

Чем плохо, что в стране появились десятки политзаключенных? Чему мешают полицейские кордоны и войска специального назначения в центре столицы? Чем вредят экономическому росту ночные обыски и избиение мирных граждан на улицах Москвы? Даже если уголовные дела против двух десятков людей сфабрикованы, что от этого всем остальным? Может быть, связи никакой нет? Один арестованный политик – это меньше 0,00000001 от населения страны. Даже если посадить в тюрьму всю оппозицию – это совсем немного. Как так может быть, что аресты и полицейские акции сказываются на экономическом развитии огромной страны? Не просто может – сказывается. И сказывается отрицательно.

Причина состоит в том, что поведение субъектов экономики – и потребителей, и производителей – зависит от среды, в которой они находятся. Очень грубо, экономика растет, когда предприниматели и потребители оптимистично смотрят в будущее. Этот оптимизм – не абстрактное настроение, улыбка на лице и музыка в душе. Это то, что влияет на вполне конкретные решения – расширить бизнес, нанять новых сотрудников, увеличить инвестиции. Когда бизнесмены видят, что люди, требующие изменений – новых лиц в правительстве или парламенте, изменений в законах и регуляторных правилах, коррекции политики по тому или иному вопросу, – оказываются в тюрьме, то они понимают, что стагнация будет продолжаться. Реформ не будет и новые потребители не появятся. Когда бизнесмен видит, что за прогулку по Москве тебя могут избить и оштрафовать, – нет, правда, тут Москва или какое-то Зимбабве? – то он на минуточку дольше задумывается о переезде в Лондон, а она также принимает в расчет, что те же мысли появляются у потребителя, – может быть, чуть дольше подумать о получении кипрского гражданства? Чуть больше отложить на покупку квартиры в Барселоне – и, значит, не потратить этих денег в России.

Опять-таки, кажется, что все это мелочь. Ну, увидит кто-то в интернете, как спецвойска и ОМОН избивали людей на улице, или прочет об очередном задержанном по очевидно сфабрикованному уголовному делу. Никто не эмигрирует от того, что увидит такую картинку или услышит такую новость. Каждый из этих эпизодов слишком мал, чтобы заставить отдельного человека поменять свое решение – о потреблении, об инвестициях, об усилиях, о том, где жить и где сберегать средства. Однако – и это важно – каждый такой эпизод влияет, пусть мало и пусть вероятностно, на десятки миллионов людей. Небольшой эффект с небольшой вероятностью, сказывающийся на действиях десятков миллионов, может быть огромным.

События последнего месяца не посылают никаких позитивных сигналов. Из них видно, что никто не хочет даже минимальных поступательных изменений – раз не пускают борцов с коррупцией в местные органы власти. Видно, что трудно рассчитывать на защиту со стороны полиции, ФСБ и суд, если твой бизнес столкнется с бандитами, – раз одни фабрикуют, а другие помогают фабриковать уголовные дела о несуществующих «массовых беспорядках». Видно, что руководство страны и города утратило контроль над ситуацией – раз москвичей избивают и захватывают на улицах. Каждый такой сигнал, совсем по чуть-чуть, делает экономическую стагнацию все более устойчивой.

Автор — профессор Чикагского университета и Высшей школы экономики