Как цена может упасть на 306%

Невиданные времена породили невиданные показатели на нефтяном рынке

Считается, что цена чего-либо не может упасть более чем на 100%, ведь снижение на 100% – это попросту падение до нуля. Однако 20 апреля войдет в историю рынков как день, когда случилось сразу несколько событий, которых, казалось, не может быть, потому что не может быть никогда.

Цена майского фьючерса на американскую нефть WTI изменилась в понедельник на минус 305,97%, показывал по окончании торгов сайт Bloomberg. В номинальном выражении баррель нефти подешевел на $55,9 – такого обвала за один день еще не было ни разу с 1983 г., когда начались биржевые торги WTI (да и за всю предыдущую историю тоже). Еще одно невероятное событие – если в пятницу торги завершились на отметке $18,27, то в понедельник – на минус $37,63 за баррель.

Экстремальные значения объясняются тем, что срок майского фьючерса истекает во вторник. Поскольку в сидящей на карантине американской экономике автомобили не ездят и самолеты не летают (в значительной степени), а нефтехранилища заполнены почти под завязку, нефть с поставкой во вторник никому не нужна. Покупателей контрактов не было, а продавцы сбрасывали остатки по любой цене. Ликвидность в майском контракте была уже очень низкой, и заявки продавцов, не встречая заявок покупателей, опускали цену все ниже и ниже. Трейдеры в основном уже перешли на торги июньским контрактом, цена которого составила $20,43 – столько, по их ожиданиям, баррель WTI будет стоить через месяц. Спред между двумя ближайшими фьючерсами также оказался рекордным. Как, вероятно, и потери тех, кто пытался совершить рутинную для трейдера на сырьевом рынке операцию – продать истекающий фьючерс и переложиться в следующий.

Цена майского фьючерса на Brent снизилась в понедельник «всего» на 7,6% до $25,95 за баррель.

Cлучившееся в понедельник – символ невероятных событий, которые происходят сегодня в мире. Обычно около 60% нефти идет на производство топлива для различных видов транспорта. Но пассажиропоток в трех аэропортах Нью-Йорка упал на 95% в годовом исчислении и грузовой поток в портах города – на 22%, по данным Портового управления Нью-Йорка и Нью-Джерси, управляющего этими объектами. В конце марта через мост «Золотые ворота» в Сан-Франциско проезжало на 71% меньше машин, чем годом ранее, по данным компании – оператора моста.

Между тем, если нефть Brent можно погрузить на танкеры и немедленно отправить если не покупателям, то на хранение в море, хранилища в Кушинге, шт. Оклахома, главном нефтяном хабе США, будут заполнены под завязку уже в мае, указывает Амрита Сен, главный нефтяной аналитик Energy Aspects. Из Кушинга до побережья нефть еще надо гнать по трубопроводам, а с ними тоже проблема – на прокачку уже законтрактованы такие объемы, что больше нефти попросту не зальешь.

Из-за переизбытка нефти в США и Канаде физические поставки некоторых местных сортов уже с конца марта идут менее чем по $10 за баррель.

По данным Baker Hughes, число действующих буровых установок в США уменьшилось за последний месяц на треть, но предложение сокращается слишком медленно по сравнению со спросом. По прогнозу Международного энергетического агентства, мировой спрос на нефть во II квартале упадет на 23 млн баррелей в сутки, что равно ее потреблению в США и Канаде вместе взятых. И недавнее соглашение ОПЕК+ снизить среднесуточную добычу на 9,7 млн баррелей тут не поможет, даже если к этой группе стран присоединятся другие производители, увеличив возможное сокращение, как заявлялось, до 15–20 млн.

В мире спрос на нефть сейчас составляет от 65 млн до 70 млн баррелей в день против 100 млн в 2019 г., заявил недавно Саад Рахим, главный экономист сырьевого трейдера Trafigura Group, и добавил: «Сейчас нет данных, которыми мы могли бы руководствоваться. Мы никогда не видели ничего подобного с тех пор, как люди начали использовать нефть».

В экономике иногда стало происходить то, чего никогда не было и, казалось, быть не может. Когда в 2003 г. ставки однодневных межбанковских кредитов в Японии впервые стали отрицательными -0,001%, это называли одновременно ненормальной и символической ситуацией. Как же – кредитор платит заемщику! Но вот мы уже пять лет живем с отрицательной ставкой ЕЦБ по депозитам в евро.

Готовясь к невиданному, биржевой оператор CME Group, владелец биржи Nymex, где торгуются фьючерсы на WTI, в середине апреля скорректировал программное обеспечение, чтобы ввести возможность отрицательных цен. И успел как раз вовремя.