Что нам делать потом с конспирологами

Российская аудитория почти поголовно заражена фальшивыми новостями

Несколько дней назад стало известно о довольно необычном случае «цензуры», жертвой которой стал Никита Михалков. В своем YouTube-канале известный режиссер обвинил телеканал «Россия 24» в желании не показать выпуск его авторской программы «Бесогон ТВ». В выпуске, о котором шла речь, говорилось, в частности, что Билл Гейтс под видом лекарства от коронавируса якобы планирует вживлять миллиардам людей чипы, чтобы их контролировать.

Этот фейк про чипирование возник в американском интернете еще в середине марта в виде псевдоновости и был уже с тех пор основательно изучен большими западными медиа (в частности, команда фактчекеров агентства Reuters посвятила разоблачению этого мифа большой текст месяц назад). В США его активно распространяли консервативные публицисты и комментаторы, а также активисты движения так называемых антипрививочников.

То есть, по сути, речь идет о том, что Никита Михалков через третьи руки пересказал мартовский американский фейк, который был многократно опровергнут с тех пор. И если разобраться в ситуации детальнее, то станет видно, что страшная «цензура» заключалась в том, что выпуск передачи показали только дважды 1 мая, а повторы 2 и 3 мая не пустили в эфир.

Впрочем, тут важнее даже не то, что Никита Михалков записал возмущенное видеообращение (это скорее вопрос его отношений с телеканалом «Россия 24»), а то, какой резонанс оно получило. Если вынести за скобки сегмент интеллигентских социальных сетей в Москве и Петербурге, которые предсказуемо ответили на это шутками и мемами про чипирование, можно увидеть реальную и несколько пугающую картину массовой поддержки «страдальца за правду».

Шестиминутное обращение Михалкова набрало больше 2 млн просмотров, количество лайков у этого видео (110 000) более чем в 13 раз превысило число дислайков, а про 23 000 в массе своей сочувственных комментариев я и не говорю.

И это очень тревожный звоночек.

На протяжении многих лет система гибридной российской пропаганды, включающей в себя не только государственные СМИ, но и фабрики троллей, сайты фейковых новостей и проч., последовательно и уверенно размывала границы нормальности в восприятии аудитории.

Откровенная чушь про паранормальные явления, инопланетян, гадалок и прочие «таинственные явления», а также «разоблачения» разного рода заговоров против России и ее населения заполняли информационное пространство, путая и дезориентируя читавших или смотревших это людей. Задача подобного информационного шума – не убедить в своей правдивости, а заставить сомневаться в осмысленности конвенциональных трактовок.

Для решения этих задач массово привлекали циничных людей, готовых писать на заказ, что попросят, но, как теперь становится постепенно ясно, не только их, но и тех, кто искренне верит или успел поверить во всю эту ерунду. Более того, вокруг них успела сформироваться «паства». И только сейчас, во время серьезного кризиса, связанного с пандемией, впервые отчетливо стали проглядывать контуры такого положения дел.

Выяснилось, что многие конспирологи на госслужбе остаются конспирологами, даже если им ничего не заказывать, а если их не пускать в эфир, они начинают возмущаться. Выяснилось, что вреда от них больше, чем пользы. Выяснилось, что непонятно, что с ними делать. Потому что система госпропаганды через какое-то время развалится, а конспирологи останутся.