Сохранить «русскую Украину»

У понятия «народ» очень много различных смыслов и дополнительных значений

Основной тезис статьи Владимира Путина «Об историческом единстве русских и украинцев» состоит в том, что существуют не два народа – украинцы и русские, а один народ. Доказать или опровергнуть этот вывод очень сложно. С одной стороны, понятие «народ» слишком многозначно, и поэтому его использование в политической дискуссии слишком рискованно. У понятия «народ» очень много различных смыслов и дополнительных значений.

С другой стороны, граждане России разных национальностей, считающие себя «россиянами», вне всякого сомнения, составляют единую политическую нацию и в этом смысле вполне могут считаться единым народом. Украина – так же как и Россия – многонациональная страна, но там для такого понятия, как «россияне», нет аналога, и это, разумеется, не случайно.

На Украине единая политическая нация, которая обычно формируется в недрах государства, пока не сложилась. Украине как государству «украинской гражданской нации» всего 30 лет. Все предыдущие попытки создать такое государство провалились. Нынешнее украинское государство представляет собой лоскутное одеяло, между частями которого сохраняются «родовые» противоречия, наиболее отчетливо проявляющие себя в отношениях между его фрагментами, исторически связанными с разными странами (империями).

У жителей Юго-Востока и Галичины разные герои, разная вера, разные политические предпочтения, которые все эти 30 лет неизменно воспроизводятся на всех выборах. Поэтому считать, что русские и украинцы – один народ, на мой взгляд, не очень корректно: украинцы – многосоставный, не единый народ.

Не сомневаюсь, что президент России Владимир Путин все это прекрасно понимает. Более того, в его статье есть множество примеров, подтверждающих этот вывод. По какой же причине Путин настойчиво проводит мысль о том, что русские и украинцы – один народ? Статья дает на этот вопрос ответ, но объяснение лежит не в плоскости истории (одни и те же факты истории могут и обычно интерпретируются по-разному!), но и не в плоскости геополитики. Объяснение нужно искать в плоскости социальной психологии.

Граждане Украины живут в такой стране, где не осталось ни одной школы с русским языком преподавания, хотя примерно половина граждан страны предпочитают использовать русский в быту и на работе. Очень многим, прежде всего в сфере обслуживания, на работе использовать русский запрещено под угрозой штрафа. Недавно автору этих строк довелось столкнуться с женщиной, которая никогда не говорила по-украински, но которой говорить по-русски запрещает родной сын. О безнаказанном беспределе национал-радикалов, преследующих все, что так или иначе связано с «русским миром», вплоть до жестокого насилия, а иногда и убийства, опять же безнаказанного, мы слышим чуть ли не каждый день. Большая часть Украины более 300 лет была частью российского государства, а украинцы вместе с русскими и другими нациями разделяли все героические и трагические страницы общей истории.

Украина живет по соседству со страной, которая уже лет 10 назад возвратилась на место второй супердержавы в мире. Один пример: еще несколько лет тому назад один министр иностранных дел Ее Величества позволил себе сказать, что если Россия не может выдать своего гражданина из-за того, что, мол, этого не позволяет конституция, то она должна изменить конституцию. В этом кабинете министров Ее Величества и сейчас полно довольно странных людей, но тон они поменяли. Хотя по-прежнему делают вид, что являются наследниками великой Британской империи, но звучит это уже не очень убедительно. Впрочем, британцы до сих пор строят планы по созданию на юге Украины своей военно-морской базы. И тем не менее разница в отношении к России у одного из самых непримиримых ее противников в Европе налицо. Изменить конституцию от России уже никто не требует.

Опросы, регулярно проводимые Киевским международным институтом социологии совместно с Центром Левады, уже много лет включают в себя вопрос об отношении к России на Украине и к Украине – в России. Последний опрос показал, что примерно 40% (!) опрошенных на Украине хорошо или очень хорошо относятся к России. Этих людей условно можно назвать «русской Украиной». Она еще сильна и влиятельна. И то, что она вообще еще на Украине существует при тотальной антироссийской пропаганде и репрессиях против сторонников налаживания отношений с Россией, весьма показательно.

Лидер второй супердержавы, конечно, не может не принимать во внимание, что если не остановить ускоряющиеся опасные тенденции, то с «русской Украиной» будет покончено, а на территории этой страны будут размещены ракеты стран НАТО. Обеспокоенность президента России можно понять. Но остается вопрос – каким образом можно остановить процесс уничтожения «русской Украины». В статье президента России ясно выражено намерение добиться этой цели, сохранить «русскую Украину», однако в какой мере тезис о «едином народе» может поспособствовать цели ее сохранения – на этот вопрос пока сложно дать однозначный ответ.