Искусство прогноза

Западные экономисты недооценивают проактивный характер действий правительства России

Год назад западные экономисты соревновались в негативных прогнозах динамики ВВП России, но фактическая картина оказалась другой: несмотря на масштабы и количество санкций в отношении нашей страны, спад экономики не превысил 2,1%.

Уже в январе стартовал цикл обновления прогнозов, которые продолжали переоценивать влияние введенных в конце года ограничительных мер и к тому же опирались на данные неполного года. Теперь же, когда итоги 2022 г. подведены, а большая часть статистики опубликована, можно рассчитывать на большую взвешенность оценок.

Систематическое улучшение прогнозов международных организаций в отношении России, опубликованных за последние недели, не удивляет, но они по-прежнему остаются очень разными. Поэтому более важны не столько численные значения прогнозов, сколько комментарии к ним и использованные предпосылки, которые описываются в прогнозах чуть более подробно, чем в начале года.

Всемирный банк ожидает снижения российской экономики на 0,2% в текущем году и возвращения ее к росту на 1,2% в 2024 г. и на 0,7% в 2025 г. Банк исходит из ставшего уже привычным набора тезисов о значительных негативных последствиях санкций для российских компаний, связанных с ограниченным доступом к международным рынкам, ограничениями на товарный экспорт, импорт технологий, ростом торговых издержек и подавленным внутренним спросом. Согласно прогнозу банка, эти факторы продолжат действовать и должны еще более усугубиться под воздействием новых санкций на торговлю нефтью и нефтепродуктами. Прогнозисты банка сдержанно-негативно комментируют и итоги 2022 г., и перспективы на 2023–2025 гг., выделяя среди рисков возможное наращивание дефицита бюджета до 3,7% ВВП.

МВФ также в апреле обновил прогноз. В 2023 г. фонд ожидает роста ВВП России на 0,7%, в 2024 г. – на 1,3%. Фонд исходит из допущения о жесткости денежно-кредитной политики российского регулятора (хотя ключевая ставка не менялась с сентября, а сигналы регулятора пока скорее нейтральные), а также обращает внимание на приостановку бюджетного правила в прошлом году.

При этом Минфин России в своем докладе отмечает необходимость дополнительных расходов, связанных с адаптацией экономики к новым условиям, и соответствующее временное превышение предельного уровня расходов на 2,9 трлн и 1,6 трлн руб. в 2023 и 2024 гг., а к 2025 г. ожидает выхода на параметры, полностью соответствующие бюджетным правилам и сбалансированному бюджету на первичном уровне.

Об эффектах санкций МВФ говорит существенно более сдержанно, упоминая ответные меры России и перенаправление экспортных торговых потоков в несанкционные страны.

В каком-то смысле набор этих комментариев отражает те ключевые направления и проблемные зоны, на которых могла бы сосредоточиться экономическая политика России. Однако фактические планы и цели, заложенные в стратегические документы и закон о бюджете, выходят далеко за рамки противодействия санкциям.

14 апреля в рамках совместной коллегии Минфина и Минэкономразвития, которая впервые за три года прошла при участии премьера, были обнародованы некоторые прогнозные оценки развития экономики России. В частности, темп роста ВВП в 2023 г. оценивается в 1,2% с дальнейшим ускорением до 2,8% к 2026 г., инфляция – в 5,3%, ожидается продолжение роста инвестиций.

>5%

ожидается рост реальных зарплат

Хотя доля бюджетных средств как источника финансирования инвестиций в прошлом году стала максимальной более чем за 10 лет, государство не планирует подменять собой частный сектор. Напротив, предпринимаемая государством ускоренная перестройка логистики и инфраструктуры, развитие новых транспортных коридоров, поддержка мер по обеспечению технологического суверенитета призваны создать условия для того, чтобы у компаний были возможности занимать освободившиеся ниши на российском рынке, реализовывать проекты по импортозамещению, пользуясь механизмами защиты производителей, вести внешнеэкономическую деятельность на пространстве ЕАЭС, в дружественных странах, на новых рынках Латинской Америки и Африки.

Важно, что все это делается не только для крупного бизнеса. Для России актуальны не только вопросы развития МСП, но и поддержка перехода компаний из сектора малого бизнеса в средний. Один из вариантов, которые рассматриваются в правительстве, – создание «промежуточной» категории МСП+, которая позволит одновременно использовать и выгоду от масштаба бизнеса, и на какое-то время сохранить преференции, применяемые для малых предприятий.

Восстановление доходов населения и зарплат будет происходить тоже не только за счет мер социальной поддержки со стороны государства, но и роста востребованности кадров в условиях рекордно низкой безработицы. В частности, рост реальных зарплат ожидается на уровне более 5%, что поддержит динамику потребительского спроса.

Все это, конечно, не снимает риски усиления санкций и влияние других негативных внешних факторов. Тем не менее есть все шансы, что в экономической повестке текущего года доминировать будут проактивные действия.