«Возрожденные»: двум смертям – бывать

В прокате фантастический триллер о том, как католическая церковь научилась воскрешать людей

Стэнли (Дэйв Дэвис, мелькавший в эпизодических ролях в сериалах «Ходячие мертвецы» и «Настоящий детектив») с сыном-младшеклассником возвращались домой с бейсбольного матча и попали в ДТП, в результате которого мальчик погиб. С безутешной женой Стэнли (Карли Холл, снимавшаяся в ужастике «Они») связывается кардинал Дегаль (Брэд Гринквист, более всего известный по роли мертвого студента в старом «Кладбище домашних животных») и приносит ей благую весть: оказывается, католическая церковь как-то научилась воскрешать умерших и ее сын может стать первым в длинном ряду тех, кому выпадет «второй шанс».

Маленького Ники таинственным образом возвращают к жизни. А затем святые отцы принимаются и за прочих недавно усопших – нужно лишь, чтобы покойный принадлежал к христианской церкви и был нравственным человеком. За этим следят «херувимы» – хакеры, нанятые Ватиканом. Изучив, какие сайты человек посещал при жизни и не слал ли кому дикпики, они выносят вердикт о моральном облике претендента. Второго шанса хотят многие. Контрабандисты вывозят покойников из мусульманских стран и посмертно крестят. За пять лет 90% населения Земли становятся католиками.

Церковь не разглашает детали процедуры воскрешения, ссылаясь на чудо, и эта неясность будоражит умы. Некие активисты протестуют против «нарушения законов природы». Бородатые блогеры-конспирологи в реднековских клетчатых рубахах видят в происходящем заговор с участием инопланетян.

/ Базелевс Продакшн

В этот момент – а это примерно десятая минута фильма – кажется, что «Возрожденные» собираются пойти по пути гротескной социальной сатиры в духе «Не смотрите наверх». Однако, немного потоптавшись на месте, сюжет начинает неуверенное движение в сторону триллера. Происходят таинственные убийства. Католическая церковь и ФБР как будто что-то недоговаривают. Ставший священником Стэнли, почти не вставая из-за компа, пытается разобраться, что происходит. Ему помогает симпатичная хакерша-«херувим» (Эрика Чейз, участвовавшая в сериалах «Династия» и «Манифест»).

«Возрожденные» – голливудский дебют режиссера Егора Баранова (автор фантастической трилогии о Гоголе и фильма «Аванпост»), созданный под продюсерским руководством Тимура Бекмамбетова. И как и многие другие работы бекмамбетовской компании Bazelevs, фильм сделан в формате скринлайф, т. е. все, что видит зритель, происходит на экранах компьютеров и смартфонов.

Прием эффектный, но целесообразность его использования здесь вызывает сомнения. В отличие, скажем, от «Убрать из друзей», где группа товарищей всю дорогу общается в видеочате, в «Возрожденных» не существует ни одной убедительной причины, почему мы должны наблюдать за происходящим через камеры и приложения в гаджетах. Будь это история о тотальной слежке, прием был бы оправдан. Но авторы сами упускают такую возможность: «херувимы» проверяют лишь цифровой след умерших, и ни о каком наблюдении в режиме реального времени в фильме нет ни слова.

/ Базелевс Продакшн

Фильм отталкивается от блестящей идеи – фееричной в своей дерзости и абсурдности. Смерть перестает быть необратимым событием, право на воскрешение становится инструментом контроля, христианские заповеди неожиданно вновь обретают актуальность в нашем, казалось, безвозвратно секуляризованном мире – из этого материала можно было бы сделать очень остроумное кино. К сожалению, придумав удачный ход, сценарист-дебютант Джо Рехтман не смог его должным образом реализовать. Идея воскрешения так и остается лишь деталью лора (фоновой информации об изображаемом мире). И по большому счету никак не участвует собственно в сюжете: ровно такую же детективную историю можно было бы рассказать и не прибегая к фантастическим допущениям.

В сухом остатке мы имеем неплохой параноидальный триллер – нескладный, но вполне способный удержать внимание зрителя до самого финала. Некоторые способы создания сюжетного напряжения здесь умиляют своей старомодностью. Например, когда ничего не подозревающий Стэнли сидит за ноутбуком, а за спиной к нему опереточно подкрадывается зловещая фигура в черном. Иные вызывают усталый вздох – как когда персонаж, от которого герой надеялся получить долгожданные разъяснения, вместо этого выдает шаблонную абракадабру («Они уже здесь! Они во мне!»), еще больше нагоняя тумана.

Актер Дэвис, чье лицо мы видим большую часть времени, старательно делает бровки домиком. Жена и сын героя абсолютно деревянные, зато неожиданно хороша малоизвестная артистка Чейз, которой легко удается сообщать зрителю любые из своих переменчивых эмоций. Динамичное повествование, атмосфера тревожной неопределенности, неожиданные, хотя и глуповатые, сюжетные повороты – быть может, для скромного жанрового кино категории Б этого и достаточно. И все-таки при всех пусть и тихих, но несомненных достоинствах «Возрожденных» сложно воспринимать иначе как парад упущенных возможностей.