Робот к поездке не готов

Без преодоления технологической зависимости развитие беспилотного транспорта будет шатким

«Яндекс» спустя несколько лет обещаний начал тестировать беспилотное такси в Москве. Правда, в ограниченном режиме: изначально планировалось включить в эксперимент больше районов и обеспечить бо́льшую автономность самих такси. В МВД РФ к этой новости тут же выпустили отрезвляющие комментарии: Россия пока не готова к запуску беспилотных автомобилей ни с технической, ни с инфраструктурной, ни с законодательной точки зрения.

Эти замечания небезосновательны. Возьмем для примера инфраструктурные ограничения: беспилотный транспорт не существует сам по себе, для него необходима подготовленная интеллектуальная транспортная система (ИТС). ИТС – это сложная система управления транспортным комплексом и дорожно-транспортной обстановкой; в основе этой системы лежат сложные математические модели, механизмы работы с данными и вероятностями. Робот-водитель – лишь ее часть.

Периферийное оборудование ИТС (различные детекторы, датчики, камеры, метеостанции) позволяет получать массивный объем информации о параметрах транспортных потоков. А Единая платформа управления транспортной системой (ЕПУТС) позволяет специалистам анализировать эти данные, оперативно реагировать на изменения условий дорожного движения и принимать дальнейшие решения о комплексной корректировке организации движения на участке дороги. Такой подход в совокупности позволяет добиться максимально эффективного использования улично-дорожной сети.

Развитие ИТС в России началось не так давно и в настоящий момент сконцентрировано вокруг задач оптимизации движения существующего нецифрового транспорта: безопасности пешеходов, снижения количества пробок и дорожно-транспортных происшествий. ИТС в том или ином виде внедряют в большинстве российских городов, включая небольшие (что нехарактерно для мировой практики их внедрения). И есть определенные успехи: средняя скорость транспортных потоков и пропускная способность вылетных магистралей увеличиваются.

Уже сейчас в архитектуре ЕПУТС нормативно прописаны подсистемы, связанные с обеспечением движения высокоавтоматизированных («беспилотных») транспортных средств (ВАТС) и управлением объектами умной дороги. Модуль V2X (Vehicle to everything), который внедряется на самых продвинутых уровнях зрелости ИТС (на данный момент, согласно нормативной документации, их всего четыре), обеспечит взаимодействие беспилотных ТС с инфраструктурой: улично-дорожной сетью, инфраструктурой связи, светофорами, парковками, платными дорогами, другими ТС и т. д. Без этого использование ВАТС в полной мере представляет высокую опасность для участников дорожного движения.

Это можно сравнить с вождением ночью без фар по проселку: вы, конечно, будете что-то видеть, но оперативно отреагировать на появление помехи или препятствия и совершить маневр плавно и безопасно не сможете. Все же гораздо лучше двигаться по освещенной дороге с навигатором и другими системами безопасности, которые позволят знать о маршруте, знаках, скоростном режиме и будут заранее сообщать о каких-либо препятствиях на вашем пути.

С темпами создания инфраструктуры ИТС у России все хорошо: Москва, например, уже соответствует второму уровню зрелости ИТС. Но это не отменяет наличия сложностей. Несмотря на санкционные ограничения, после февраля 2022 г. удалось сохранить и темпы внедрения ИТС, и сложность их организации. В первую очередь значительный скачок произошел в программном обеспечении (ПО): наличие собственных специалистов и технологий в этой области позволило практически полностью импортозаместить все ПО сектора. Но все еще остаются сложности с аппаратной частью.

В первые месяцы наблюдался недостаток комплектующих и оборудования, которые ранее закупались за рубежом. Сегодня в целом за счет параллельного импорта стандартное оборудование доступно к покупке, хотя цены возросли минимум на треть, а сроки поставки в зависимости от типа продукции могут доходить до нескольких месяцев. Тем не менее доля зарубежного оборудования и комплектующих в российских ИТС составляет около 80%. Заменить их даже в среднесрочной перспективе не получится. Впрочем, власти пытаются переходить на отечественные разработки там, где это возможно. А в перспективе мы будем стараться достичь полной локализации и аппаратной части.

В этом отношении представители МВД правы: без преодоления технологической зависимости в части оборудования для ИТС и систем связи дальнейшее развитие беспилотного транспорта в России будет шатким.

В настоящее время для полноценного тестирования ВАТС и соответствующей инфраструктуры на территории Татарстана строится целый полигон. Также пилотные проекты реализуются на территории Московского региона. Операторы ВАТС тестируют и дорабатывают и «железо», находящееся на борту (лидары, камеры, средства обработки данных), и средства связи, и алгоритмы. Тут важны как качество распознавания объектов, так и скорость реакции при нештатных ситуациях.

Беспилотный транспорт в России развивается ударными темпами, но предстоит преодолеть еще множество проблем. Учитывая быстро меняющиеся геополитические условия, делать какие-либо прогнозы, когда беспилотный транспорт в полной мере выйдет на дороги России, достаточно сложно.