«Теория больших денег»: ожидание и реальность

На «Иви» вышел сериал от создателей «13 клинической» о гениальном математике и букмекерской мафии

Аутичный математик с феноменальной памятью и колоссальным IQ Михаил Александрович (Илья Маланин из «Сердца пармы» и «Тобола») должен срочно разбогатеть, чтобы оплатить лечение сына. Новый знакомый – мошенник, который «подбрасывается» под машины, – подбросил еще и отличную идею, как заработать, не отходя от доски с мелом. Ставки на спорт – это же чистая математика! Вместе со студентами Михаил Александрович дотошно просчитал вероятный исход ближайшего футбольного матча. И кое-что даже подстроил – в рамках закона, хотя и в серой зоне морали. Но матч в итоге все равно идет вопреки прогнозам, когда в игру вмешивается неучтенная переменная – букмекерская мафия. Михаил Александрович не умеет злиться, но умеет мстить. И объявляет мафии войну.

Название сериала недвусмысленно отсылает к «Теории большого взрыва». С культовым ситкомом новый проект оригинальной линейки видеосервиса «Иви» (все восемь серий доступны подписчикам с 19 октября) роднит главный герой. Как и Шелдон Купер, Михаил Александрович гениален, но социально неустроен и вообще напоминает робота, который не очень успешно выдает себя за человека. Вопрос не только в пластике и манере речи, хотя и здесь есть любопытные находки: Маланин безэмоционален, но вкрадчив и может успешно озвучивать мужскую версию умной колонки. Рациональность машины отличается от рациональности человека – иными словами, в стандартных ситуациях персонаж вроде Шелдона или Михаила Александровича часто ведет себя максимально нестандартным образом. В этом «разрыве шаблона» источник юмора обеих «Теорий», хотя именно сериал «Иви» чистой комедией не стал. Скорее ироничный детектив.

Собственно, лучший с точки зрения драматургии эпизод явлен уже в первой серии. Михаил Александрович узнает, что его 13-летний сын Кирилл (Леонид Басов из «Пальмы») скоро умрет от редкого генетического заболевания. Обычная человеческая реакция – отец будет пытаться спасти ребенка. Но герой реагирует иначе. Подсчитав в уме вероятность выздоровления Кирилла (она довольно низка), а также стоимость лечения (крайне высока), Михаил Александрович скачивает приложение для знакомств и ходит на свидания. В его сетке координат – чем не выход из ситуации? Ведь сын – это кто? Носитель генома. Но раз этот конкретный отпрыск не сможет передать геном дальше, нужно убедить другую женщину стать матерью нового отпрыска. Лишь потерпев закономерное фиаско во флирте, Михаил Александрович переходит к этически приемлемому поведению: решает-таки спасти сына и придумывает план со ставками.

/ Пресс-служба «Иви»

Правда, в последующих семи сериях шаблоны разрываются все реже. Сериал помимо неоднозначного героя еще обещает экскурсию за кулисы букмекерского бизнеса, но и этот пункт программы выполнен уже к концу третьей серии. Мы узнаем, как спортивная администрация срастается с преступностью и с помощью каких нехитрых приемов подтасовываются результаты матчей. А далее начинается обычный, наспех разыгранный криминальный сюжет про воров и полицейских.

«Теория больших денег» – это второй сериал компании Iney Productions Андрея Золотарева, реализованный в рамках first look deal с «Иви» (это значит, что видеосервис имел право приоритетного выбора разрабатываемых Iney Productions проектов; контракт действовал в 2021–2023 гг.). Первым результатом их сотрудничества был хит 2022 г. – мистическая медицинская драма «13 клиническая». Золотарев – один из самых успешных сценаристов в стране (его имя стоит в титрах «Притяжения», «Призрака», «Спутника» и идущего в кинотеатрах «Повелителя ветра»). И в «Теории больших денег» он выступил не только как сопродюсер, но и как соавтор сценария. Но стриминговая горячка берет свое: конвейер упростил сложных персонажей и потенциально интересный сюжет до примитива бандитских сериалов на ТВ.

Особенно жаль главного персонажа, хорошо сыгранного Маланиным, – после премьеры первой серии на фестивале «Пилот» в июне этого года (сериал тогда еще назывался «Игра головой») актера отметили почти в каждой рецензии. Постепенное «очеловечивание» Михаила Александровича, пробуждение элементарных чувств – эта арка спокойно выдержала бы не один сезон, но ее заслонила криминальная интрига. Трансформация характера намечена лишь штрихами – вот здесь математик еще без тени сомнения шантажирует студентов, чтобы добиться их помощи, или имитирует слезы над могилкой своей аквариумной рыбки («плачет» не потому, что страдает, а потому, что «так полагается»). А потом вдруг ни с того ни с сего он все-таки начинает сострадать.

В принципе, «Теорию больших денег» несложно представить в телеэфире, если бы не постельные сцены, которых по мере пробуксовки действия становится все больше. По итогам сезона зритель увидит полуобнаженной буквально каждую актрису, за исключением разве что эпизодниц. Словом, «Теория больших денег» – это тот случай, когда хочется поскорее увидеть ремейк.