«Пиковая дама»: неидеальный расклад

В Театре Моссовета упростили пушкинскую повесть до неузнаваемости

Режиссер Игорь Яцко не впервые работает в Театре Моссовета. Ранее он ставил на этой площадке «Волки и овцы». Львиная доля успеха этого спектакля – заслуга Валентины Талызиной (актриса Театра Моссовета, снималась в фильмах «Старики-разбойники», «Большая перемена», «Ирония судьбы, или С легким паром» и др.), исполнившей роль Меропии Давыдовны Мурзавецкой. «Пиковая дама», где народная артистка сыграла графиню Томскую, это еще один ее бенефис.

Пушкинскую полумистическую повесть Яцко оставил в XIX в., в Петербурге. Никаких заковыристых трактовок зрителю здесь не предлагается. Более того, автор инсценировки – ученик Николая Коляды Роман Козырчиков (автор пьес «Река», «Собаки», «Тихий свет» и т. д.) сократил текст чуть ли не втрое, максимально купировав роскошные монологи и диалоги героев. Вышло что-то вроде «краткого содержания», спектакль будто специально поставлен для того, чтобы на него ходили классами. Глубокие философские вопросы, поставленные Пушкиным, вынесены за скобки: человек или его эго, любовь или жажда наживы и – какова цена неверного выбора, конечно. В Театре Моссовета явно озадачились не тем, как заставить зрителя думать, гораздо важнее – проиллюстрировать Пушкина.

И в смысле «картинки» это спектакль-праздник, ожившая гравюра, нарядная и роскошная. Когда открывается занавес, кажется, можно почувствовать петербургскую сырость – столица императорской России предстает перед нами во всей красе: высокие решетчатые окна, своды, теряющиеся где-то под колосниками, знаменитые мосты и туманы. Это действительно Петербург Пушкина – холодный, надменный, хранящий неведомую тайну город из сна. А вот символики карточной игры в спектакле практически нет, от нее остались только инфернальные фразы «тройка, семерка, туз», «тройка, семерка, дама».

/ «Театр им. Моссовета»

Яцко попытался придать объем постановке с помощью акцента на выдуманных эпизодах, повествующих о жизни молодой графини и открывшем ей тайну трех карт Сен-Жермена. Графиню играет Ксения Хаирова (актриса Театра Армии, играла в спектакле «Русланова», фильмах «Афоня», «Дочки-матери» и др.), Сен-Жермена – Виктор Гордеев (актер Театра Моссовета, играет в спектаклях «Ричард III», «Васса», снимался в фильмах «Пираты XX века», «Обручальное кольцо» и др.). А атмосфера праздника длится в музыкальной составляющей спектакля – здесь очень много поют и танцуют. Где-то это уместно, как, к примеру, танец героев в самой последней сцене спектакля – красивое и трепетное действо. А где-то песни совсем не ко двору.

Несмотря на то что «Пиковая дама» еще один бенефис Талызиной, в спектакле есть яркие персонажи. Один из них – Герман (Станислав Бондаренко, артист Театра Моссовета, играл в спектаклях «Бесприданница», «Не все коту масленица» и т. д.). В столкновении с графиней Томской, которая предлагает Герману раскрыть тайну карт в обмен на женитьбу на своей воспитаннице Лизе, герой теряет разум и душу. Он ослеплен манящей мечтой внезапного и чудесного обогащения. Режиссером не предложено сыграть тягостное и мучительное падение в эту бездну, но Бондаренко блистательно справляется с задачей изобразить само смятение – гордый профиль, срывающийся голос.

Но все же смысловой стержень спектакля, его движущая сила ожидаемо – графиня Томская. Талызина – мощная актриса, каждое ее появление на сцене заставляет зал, замирая, вслушиваться в знаменитые интонации (когда голос звучит низко, то буквально пробирает дрожь), всматриваться во всегда неспешные говорящие жесты. Ее графиня многогранна. То она властвует сразу над всем Петербургом, то охвачена животным страхом, а то и вовсе – тихая, смирившаяся с судьбой. Одним словом, Талызина – не только главная звезда премьерного спектакля, она – главное оправдание всех его недочетов.