Глаз России в небесах

Опасения монополизации рынка дистанционного зондирования Земли не так важны, как гарантии возврата инвестиций

В первом чтении 28 ноября Госдума приняла законопроект о внесении поправок в закон «О космической деятельности» и федеральные законы о госкорпорации «Роскосмос» и государственных закупках. Ключевое изменение – отмена бесплатного предоставления данных дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ) органам государственной власти, деятельность которых не связана с обеспечением национальной безопасности. «Роскосмос» при этом будет наделен полномочиями единственного поставщика данных ДЗЗ государственным и муниципальным заказчикам.

ДЗЗ – это получение с различными целями информации о поверхности Земли и объектах на ней, об атмосфере, океане, верхнем слое земной коры бесконтактными методами.

Еще на этапе подготовки законопроекта многие эксперты выражали озабоченность относительно возможной монополизации рынка ДЗЗ «Роскосмосом». Однако в своем заключении на законопроект комитет Госдумы по защите конкуренции, принимая во внимание пояснения «Роскосмоса», пришел к выводу, что «предлагаемые изменения в целом не приведут к ограничению конкуренции». В заключении поясняется, что «в настоящее время рынок данных ДЗЗ фактически отсутствует». Предполагается, что «в результате реализации законопроекта госкорпорация «Роскосмос» <...> будет осуществлять роль единого заказчика в целях качественного и экономичного обеспечения потребностей <...> заказчиков <...> при этом гарантированно закупая данные ДЗЗ <...> у коммерческих операторов и реализуя их как единственный поставщик».

Для широкой аудитории пояснения «Роскосмоса» прозвучали в ходе 21-й международной конференции «Современные проблемы ДЗЗ из космоса», проходившей в Институте космических исследований РАН с 13 по 17 ноября. О планах «Роскосмоса» гарантированно выкупить у частных компаний съемочный ресурс принадлежащих им спутников ДЗЗ по процедуре форвардных контрактов сообщил заместитель директора департамента автоматических космических комплексов, систем навигации и ДЗЗ госкорпорации Валерий Заичко.

Сотрудничество государства и частного бизнеса в космической сфере с января 2023 г. реализуется в рамках разработанной «Роскосмосом» дорожной карты «Перспективные космические системы и сервисы» (ПКСС). До 2030 г. на разработку и развитие проектов государственно-частного партнерства, связанных с космической связью, интернетом вещей, получением и обработкой данных ДЗЗ, власти намерены направить порядка 481 млрд руб.

Со стороны бизнеса ключевыми участниками и исполнителями дорожной карты являются: «Газпром космические системы», «Газпром СПКА», «Бюро 1440», «Сканэкс», «Ситроникс», консорциум «БАРЛ» и «МТ-Лаб».

Учитывая технологический задел компаний и перспективы запуска их космических аппаратов в 2024 г., ожидается, по словам Заичко, что первый форвардный контракт на закупку материалов высокодетальной съемки из космоса будет заключен с компанией «Ситроникс». Первый запущенный в рамках дорожной карты ПКСС спутник ДЗЗ «Ситроникса» – космический аппарат «Зоркий-2М» – успешно функционирует с июня 2023 г. В 2024 г. «Ситрониксом» запланированы запуски еще восьми спутников.

Заключение форвардных контрактов – относительно новый механизм закупки товаров не только для космической отрасли, но и в принципе для высокотехнологичных отраслей российской промышленности. Долгое время форвардные контракты использовались только в торговле валютой и сырьевыми товарами. Перемены начались в 2022 г. с импортозамещения в секторе телекоммуникаций.

Так, например, «Ростелеком» и все операторы «большой четверки» – «Билайн», «Мегафон», Tele2, МТС – в конце 2022 г. подписали форвардные контракты на закупку отечественных базовых станций на сумму более 100 млрд руб.

Основные особенности форвардных контрактов – фиксация цены в момент их заключения и обязательства покупки товара в будущем вне зависимости от его наличия на момент заключения контрактов. Такой механизм, во-первых, позволяет распределить финансовые риски между сторонами сделки, а во-вторых, гарантирует возвратность частных инвестиций в отраслях с высокой капиталоемкостью, к которым, безусловно, относится и космический сектор промышленности.

Важность того, чтобы государство гарантировало сбыт частным инвесторам в космической сфере, можно проиллюстрировать на примере американской компании Rocketplane Kistler (RpK). В 2007 г. RpK вместе со SpaceX выиграла конкурс NASA на разработку средств доставки грузов на МКС. Выделение частичного финансирования со стороны NASA проходило поэтапно, в зависимости от достижения победителями конкурса контрольных показателей развития технологии и финансовой устойчивости. И если с технологической точки зрения решение RpK соответствовало всем формальным требованиям, компания не смогла привлечь у сторонних инвесторов необходимые для продолжения проекта $500 млн. Главной причиной пассивности инвесторов RpK назвала отсутствие гарантий со стороны NASA подписать с RpK контракты на покупку транспортных услуг по итогам летных испытаний.

По программе ПКСС доли внебюджетных и бюджетных средств, выделяемых к 2030 г., распределены в соотношении 1:3, и на первый взгляд кажется, что крупные холдинговые структуры, владеющие космическими компаниями – участниками дорожной карты (АФК «Система» у «Ситроникс», ПАО «Мегафон» у «Бюро 1440», «Максима телеком» у «МТ-Лаб»), смогут без проблем найти финансирование из источников, связанных со своей основной телекоммуникационной деятельностью.

Но, как показывает зарубежная практика, в большинстве успешных частных космических проектов доля собственных и привлеченных от частных инвесторов средств должна быть сопоставима, а чаще всего – выше доли финансирования от государства.

Обратная сторона обязательств закупок по форвардным контрактам – фиксированная цена. За счет нее «Роскосмос» перекладывает на поставщиков данных ДЗЗ риски возможного повышения цен на комплектующие спутников.

Вопросы ценообразования и перехода к «Роскосмосу» исключительных прав на использование данных ДЗЗ в текущей версии законопроекта не проработаны. Как заявил Валерий Заичко в конце ноября в рамках 7-го заседания Межведомственной комиссии по использованию результатов космической деятельности, разработкой методики формирования цен форвардных контрактов будет заниматься организация «Агат» – головная экономическая научно-исследовательская организация ракетно-космической промышленности России; очевидно, соответствующие изменения появятся в законопроекте при его рассмотрении во втором чтении.

Что же остается в итоге относительно опасений по возможной монополизации рынка ДЗЗ «Роскосмосом»?

Учитывая приостановку в России официальной деятельности западных компаний – операторов данных ДЗЗ (Maxar, Airbus DS, SIIS и др.), а также отсутствие действующих российских оптических спутников ДЗЗ сверхвысокого разрешения, российским потребителям приходится рассчитывать только на данные китайских операторов. В этой связи утверждение комитета Госдумы по защите конкуренции о фактическом отсутствии в России рынка ДЗЗ как одно из обоснований правомерности наделения «Роскосмоса» полномочиями единственного поставщика, как ни печально, звучит убедительно.

Заявляемые «Роскосмосом» гарантии выкупа съемочного ресурса спутников ДЗЗ у частных компаний по процедуре форвардных контрактов при условии взвешенного ценообразования могут поддержать отрасль ДЗЗ и отстроить ее частный сектор на базе отечественных решений в рамках дорожной карты до 2030 г. Но, рассчитывая на гарантии возвратности инвестиций, частный бизнес должен полноценно вкладываться в космические проекты на паритетной основе с государством.