«Воскресение»: человеческое в человеке

Никита Кобелев поставил в Александринке спектакль о нравственном прозрении

Для первого спектакля в статусе главного режиссера Александринского театра Никита Кобелев решился взять не просто несценичного Льва Толстого, а его последний роман – «Воскресение». В центре повествования – нравственное возрождение героя-дворянина, сломавшего жизнь девушке и решившегося искупить свой грех, последовав за ней по этапу в Сибирь. Век XIX Кобелев сменил на XXI, тем самым максимально приблизив роман к зрителю и заставив его задуматься над нравственно-философскими вопросами, актуальными не когда-то, а прямо сейчас. На главную роль он пригласил мечту российских киноманок – актера Тихона Жизневского (сериал «Майор Гром», фильмы «Бременские музыканты», «Союз спасения» и др.).

«Переписывать» Толстого Кобелеву помогал драматург Дмитрий Богославский (победитель Международного конкурса драматургов «Евразия» и лауреат Независимого международного конкурса современной драматургии «Исходное событие XXI век»), давно работающий в новодрамовской парадигме, предполагающей социально-психологические темы и злободневность. Неожиданностей в его трактовке нет. Дворянин Дмитрий Нехлюдов превратился в мальчика-мажора Митю в дорогом костюме-тройке, с идеальной прической и дырой в душе. Катюша Маслова – в циничную девицу, прячущую свою боль за блатными словечками и агрессивной сексуальностью. Остальная сотня персонажей (роман не просто так называли панорамой русской жизни) также погружена в сегодняшнюю реальность – алчные кавалеры, скучающие дамы света, подкупленные судьи, равнодушные стражи закона. Всегда убедительные и точные актеры Александринки (Игорь Волков, Иван Трус, Елена Немзер и др.) играют по несколько ролей сразу, легко жонглируя характерами и судьбами.

Единственный новый персонаж – умершая мать Нехлюдова в исполнении Ольги Белинской (актриса Александринского театра, играет в спектаклях «Чайка», «Тварь» и др., снималась в сериалах «Раневская», «По законам военного времени», «Мажор»). Инфернальная дама, затянутая в черный бархат, явно разговаривает с сыном вместо его собственной совести. Сначала спорит с пробудившимся в душе раскаянием, потом уговаривает вернуться к «нормальной жизни», после утешает, цитируя соломоновское: «Проходит все, пройдет и это». Ее преображение из циничной стервы в понимающую мать происходит параллельно с преображением Нехлюдова.

Тихон Жизневский играет муки совести почти безэмоционально. Его герой разговаривает нехотя, игнорируя любую интонацию. Разуверившийся в жизни циник, который, увидев соблазненную им девушку на суде, вдруг осознает, что он – причина ее падения. Маслова – проститутка, но не по своей воле. Современный Нехлюдов не заламывает руки и не пытается прокричать о своем раскаянии всем на свете. Перемена происходит внутри. Внезапно и тихо. И Жизневский отыгрывает этот внутренний слом безукоризненно.

/ В. Постнов / Александринский театр

Решительный отъезд вслед за героиней меняет абсолютно все – в поезде, следующем в Сибирь, он встречает соотечественников, с которыми ему не довелось бы познакомиться в его прежней жизни. Здесь Кобелев и Богославский не ограничиваются одним только литературным исходником. Они включают в сценический текст сюжет «Крейцеровой сонаты», «Отца Сергия» самого Толстого и «Записок сумасшедшего» Николая Гоголя. Для чего? Чтобы еще безжалостнее и выпуклее показать «другую Россию», в которой так быстро вчерашние порядочные люди становятся подлецами и убийцами. И чтобы мысль Нехлюдова об ответственности за свои поступки становилась для него все нестерпимей.

Художник и постоянный соавтор Кобелева Нана Абдрашитова (спектакли «Наедине», «Жизель ботаническая», «Слово о полку Игореве» и др.) придумала для спектакля эффектную конструкцию – железнодорожный вагон в разрезе. С одной его стороны – скамейки для пассажиров, с другой – нары для заключенных. Вроде бы две разные реальности, но как быстро они проникают одна в другую, едва успеешь моргнуть. Ставшие традиционными для спектаклей Кобелева видеовключения подчеркивают эту мысль, демонстрируя крупные планы героев, чья жизнь поломалась в одно мгновение.

/ В. Постнов / Александринский театр

Любопытно, что показывают на видео многих, но не главную героиню – Катюшу Маслову в самоотверженном и душераздирающем исполнении Анны Блиновой (актриса Александринского театра, звезда спектаклей «Нана», «Блаженная Ксения», «Преступление и наказание», фильмов «Довлатов», «Ку-ку» и др.). Одна из самых ярких актрис своего поколения демонстрирует чудеса душевной эквилибристики на авансцене, ближе к зрителю. Она неистово кричит про пользу своей профессии, некрасиво сплевывает, огрызается всем без исключения и смотрит в зал такими глазами, что не среагировать на эту нечеловеческую муку невозможно.

«Это мертвая женщина», – говорит о ней Нехлюдов, увидев на суде. А в финале, добившись помилования, боится потревожить – Катюша сидит рядом, склонив голову ему на плечо. Процесс рождения человека в человеке, его духовное становление происходит в этом спектакле прямо на глазах у зрителя, на расстоянии вытянутой руки. Отчего даже такой сентиментальный и неловкий финал кажется и убедительным, и необходимым.