Санкционный иммунитет
Ощутит ли российское машиностроение эффект от новых ограничений ЕССовет Евросоюза (ЕС) 23 октября опубликовал очередной, уже 19-й по счету, пакет санкций против России. Несмотря на то что и глава евродипломатии Кая Каллас, и глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен заявили, что санкции в первую очередь направлены против российского банковского и энергетического сектора, под ограничения попали также предприятия сферы машиностроения и транспорта.
Среди них «АвтоВАЗ» (и его президент Максим Соколов), «Соллерс» и его дочерние компании «Соллерс карго» и «Соллерс Алабуга», основное юрлицо группы Fesco – «Дальневосточное морское пароходство» и др. Кроме того, ограничения коснулись еще 118 судов.
Разумеется, компании поспешили заявить, что новые санкции существенного влияния на их операционную деятельность не окажут. Их трудно упрекнуть в лукавстве. Например, ключевой актив «Соллерса» – Ульяновский автозавод – попал под санкции ЕС еще летом 2022 г. вместе с «Камазом». «АвтоВАЗ», «Соллерс» и «Москвич» чуть более года спустя были внесены в SDN List минфина США.
Причем тогда введение ограничений для большинства перечисленных компаний было болезненным: это осложняло взаиморасчеты с контрагентами за поставки комплектующих, разрывало уже достигнутые договоренности по совместным проектам, приводило к сокращению выпуска основной продукции и, как следствие, снижению финансовых показателей.
Аналитики и эксперты-международники склонны считать, что на экономическую деятельность российского машиностроительного сектора, который и так в большинстве своем уже зафиксирован в SDN List, новая порция европейских ограничений едва ли как-то повлияет. Они также отмечают примат санкций США над европейскими в силу большей употребимости доллара при взаиморасчетах по международным контрактам.
Кроме того, в отношении компаний из России в Европе действует жесткий экспортный контроль, поэтому компоненты и промышленное оборудование они оттуда практически не получают – во всяком случае напрямую. А для поставок через третьи, дружественные нам, страны всегда найдется механизм, чтобы расплатиться с партнером. Например, президент Владимир Путин летом говорил, что доля рубля и валют дружественных стран в расчетах с другими государствами БРИКС достигла в 2024 г. 90%. Наверное, не просто так.
