О божественном происхождении полномочий председателя Центризбиркома

Владимир Чуров – «младший вождь», нетрудно догадаться, кто «старший»
Я, между прочим, так, для интереса скажу, – младший вождь одного из северных племен Нигерии, йоруба.
Владимир ЧуровПредседатель Центризбиркома

Поскольку младший вождь Владимир Чуров не сообщил, какого рода из пяти возможных был нигерийский царь, присвоивший ему этот титул, а уточняющие вопросы пресс-служба Центризбиркома оставила без комментариев, позволю себе бесхитростно поймать младшего вождя Чурова вроде бы на ошибке: йоруба живут не на севере, а на западе Нигерии; на севере – в основном народности хауса, фульбе и канури. Но на самом деле, как выяснится ниже, председатель Центризбиркома вовсе не ошибался!

Йоруба по большей части мусульмане и христиане, язычников среди них мало; божество у язычников называется ориша, оно принимает разнообразные формы и является отражением трех ипостасей высшего бога: Олодумаре (создатель), Олорун (правитель небес) и Олофи (связной между небесами и землей). Например, ориша Огун – бог металлов, огня, победы и правды, он первым из ориш появился на земле; а ориша Шанго – бог грома, молнии, огня и справедливости, а еще он предок всех королей йоруба; всего ориш 401. (Кстати, верование американских негров вуду происходит именно от верований йоруба.)

Заявление свое замечательное младший вождь Чуров сделал 12 сентября, в день тишины, накануне единого дня голосования. То есть непосредственно про выборы ему говорить было нельзя, и, надо полагать, он прибег к иносказанию. Председатель Центризбиркома вообще знаменит своей способностью делать неожиданные сообщения в сложные политические моменты – достаточно вспомнить его слова о пирожках, косвенно свидетельствовавшие о его ностальгии по советской выборной процедуре. Языческие практики, надо сказать, во многом построены и на трактовках странных речей вождей и шаманов.

Из нынешнего высказывания проще всего поддается дешифровке словосочетание «младший вождь»: таким образом Владимир Чуров признает свою подчиненную роль в российском политическом процессе; он уступает первенство некоему «старшему вождю» – или «великому князю», коль скоро в вождистское достоинство его вводил представитель царского рода? Во всяком случае, кто он, дешифровать несложно, не правда ли.

Дешифровать слова о пяти царских родах йоруба в Северной Нигерии (см. выше) не берусь: тут мне начинает казаться, что младший вождь Чуров намеренно вводит публику в бессмысленные размышления: царей-то никаких у йоруба нету, кроме мифологического первоцаря Одудувы (в переводе – «сила чрева» и одновременно «всемогущество»), любимого ориши Олодумаре. Но вывод о божественном происхождении полномочий председателя Центризбиркома сделать можно.

И теперь будет нетрудно понять, за какой именно «бизнес» благодарил мифический царь младшего вождя Чурова и почему младшему вождю так важно было сказать об этом не когда-нибудь, а в день тишины, накануне выборов.