Как важно быть серьезным министром

Владимир Мединский о нравственной границе между анализом и глумлением
Есть нравственная граница между критическим анализом истории и глумлением над ней.
Владимир Мединскийминистр культуры

Посмотрев на прошлой неделе фильм «Смерть Сталина» (уже получивший прокатное удостоверение), министр культуры Владимир Мединский обнаружил «нравственную границу между критическим анализом истории и глумлением над ней». Видимо, раз сатирическая комедия не дает критический анализ истории (что вообще-то есть дело профессиональных историков, заметим мы), ее однозначно можно считать глумлением над этой самой историей. Других градаций министр не увидел, хотя, по идее, культурный багаж руководителя профильного министерства предполагает знание классических примеров «глумления» над святыми вещами. Например, над духовенством в «Тартюфе» Мольера (пьеса в первой редакции запрещена по требованию религиозной организации). Или над властью в «Кабале святош» Булгакова (запрещена сначала пьеса, а когда по переработанному по требованию цензуры тексту был поставлен спектакль, то и спектакль тоже – с согласия Сталина).

А вот пример глумления над самой историей – во «Всеобщей истории, обработанной «Сатириконом», т. е. классиками русской сатиры Аркадием Аверченко, Надеждой Тэффи, Иосифом Оршером: «Как Наполеон ни скрывал своего намерения напасть на Россию, но, лишь только он перешел русскую границу, в Петербурге узнали об этом. Народ русский вскипел. «Как! – гремели по России негодующие голоса. – Какие-то французишки смеют идти на нас войной. Да мы их шапками закидаем!» Шапки страшно вздорожали в один день. Все патриоты спешили накупить себе шапок для закидывания французов». А вот глумление над совсем уже святым – Бородинской битвой: «К вечеру, одержав победу, Кутузов отступил. Побежденные французы с горя заняли Москву».

Отметим, что министр Мединский особо уточнил: «Цензуры у нас, конечно же, нет». Но общественный совет при Минкультуры следит зорко: в письме генпрокурору попросил вынести Мединскому предостережение за изначальную выдачу прокатного удостоверения. Совет также посчитал, что фильм «направлен <...> на унижение достоинства российского (советского) человека». Как можно унизить достоинство советского человека, которого сегодня не существует, и российского человека, которого не существовало в 1953 г., мы понимать отказываемся. Оставим это на совести членов совета (которые, по идее, тоже должны были бы обладать соответствующим культурным багажом).

Мы не можем судить о художественных достоинствах «Смерти Сталина», так как не смотрели фильм. Но хотим отметить, что режиссер Армандо Ианнуччи уже посмеялся над властями Британии и США (фильм «В петле» и сериал «Вице-президент»). И что политическая сатира – вообще конек британцев. Так, в России показывали смешной сериал «Да, господин премьер-министр». Спектакль с аналогичным названием (но другим сюжетом) мы смотрели в Лондоне через пару лет после того, как в начале 2009 г. Россия перекрыла поставки газа Украине и заодно заморозила чуть не пол-Европы. В нем лидер одной центральноазиатской страны, заканчивающейся на «стан» (точное выдуманное название мы не помним), предлагает Британии построить для нее газопровод в обход Европы. Приезжающий на переговоры дядя лидера донимает премьер-министра и его помощника странными просьбами – например, прислать ему для развлечений шестнадцатилетку. Благородные английские джентльмены с негодованием отвечают отказом... но ведь газопровод... прямой... в обход Европы... да и не знают они, где берут таких девушек... «Ладно, только чтоб я ничего об этом не знал».

Но смеяться над «российским (советским)» руководством – грех. Однако мы хотим завершить наш текст цитатой из классики: «Я понял, в чем ваша беда: вы слишком серьезны. Умное лицо – это еще не признак ума, господа. Все глупости на земле делаются именно с этим выражением лица. Улыбайтесь, господа. Улыбайтесь!»