Ресурсы для лунной программы России крайне ограничены

Но в каком-то виде она состоится
NASA сегодня крайне заинтересована в полноценном российском участии. Речь идет о том, что мы, надеюсь, вместе сформируем полную архитектуру будущей лунной миссии
Дмитрий Рогозинруководитель «Роскосмоса»

На прошедшей в Москве конференции, посвященной 20-летию Международной космической станции (МКС), представители космических агентств, участвующих в проекте, обсуждали и более отдаленное будущее пилотируемой космонавтики. В настоящее время самое богатое и дееспособное космическое агентство в мире – NASA – предлагает в качестве этого будущего проект международной станции на лунной орбите Gateway (ранее называлась Deep Space Gateway). По существующим сейчас планам первый модуль может быть запущен в 2022 г., а приобрести более или менее готовый для эксплуатации вид станция может к 2025 г. – год спустя срока, до которого сейчас согласовано функционирование МКС.

Ни «Роскосмос», ни Европейское космическое агентство пока не приняли решения о присоединении к американскому проекту. Но следует признать, что других жизнеспособных проектов будущего пилотируемой космонавтики сейчас нет хотя бы потому, что бюджет NASA гораздо больше бюджетов российского, европейского и японского агентств. Россия, как следует из слов руководителя «Роскосмоса» Дмитрия Рогозина, изучает вопрос о присоединении к проекту. Но США предлагают России крайне ограниченное участие – изготовление модуля для выходов в открытый космос, причем в отличие от МКС по американским стандартам. Хотя руководство «Роскосмоса» и заявляет периодически о возможности российских экспедиций на Луну после 2030 г., вряд ли при нынешнем прогнозируемом бюджете это реально.

Стоит вспомнить, что еще президент США Джордж Буш-младший в 2003 г. заявлял о начале программы Constellation, целью которой были пилотируемые полеты сначала на Луну, а потом на Марс до 2030 г. (отменена еще до того, как была сделана ракета-носитель). Барак Обама тоже обещал в начале своего срока отправить человека сначала на астероид, а потом на Марс. Но проект Gateway менее амбициозен и поэтому более реален с технической точки зрения, поскольку использует в основном уже существующие технологии. Да и сверхтяжелая ракета-носитель SLS будет в первый раз испытана NASA в будущем году. В свою очередь, Рогозин говорит об испытании российской сверхтяжелой ракеты к концу 2020-х гг., а ее проектирование находится в начальной стадии. При этом почти ежегодно бюджет «Роскосмоса» подвергается секвестру, и ему приходится из этих средств не только выполнять множество самых разных других задач вроде достройки космодрома Восточный, но и, например, спасать расположенный в Филях Центр им. Хруничева от банкротства.

Считается, что для полета на Марс до сих пор не решен вопрос защиты экипажа от космической радиации (МКС летает под защитой магнитного поля Земли), и станция на окололунной орбите нужна в первую очередь для поиска решения этой проблемы. Но кроме пилотируемых кораблей есть и автоматические станции. Запуск новой российской миссии «Луна-глоб» («Луна-25») к Луне переносится уже несколько лет и сейчас запланирован на 2020 г. Возможно, эти сроки снова будут перенесены – все ресурсы «Роскосмоса» брошены на работу по совместной с европейцами миссии «Экзомарс». Запуск аппарата к Марсу по этому проекту тоже назначен на 2020 г. – и после этого, можно надеяться, «Луна-25» получит необходимые ресурсы и внимание и будет в конце концов успешно реализована.

Лучшие фотографии NASA из космоса