Кинотеатрам придется искать компромисс с российскими продюсерами

Сейчас совсем не подходящее время для ультиматумов, считают эксперты
Недопустимо вводить в заблуждение кинозрителей, предлагая <...> в кинотеатрах под видом фильмов, созданных для кинотеатров, киноверсии телесериалов или телефильмы, произведенные для показа на онлайн-видеоплатформах.
Ассоциация владельцев кинотеатров

Пандемия коронавируса вынудила кинопродюсеров активизироваться в онлайне: весной в отсутствие кинопроката из-за закрытых кинотеатров на российских видеосервисах вышли фильмы «Фея» и «Спутник». Это привело к новому витку конфликта кинотеатров и правообладателей по поводу «цифрового окна» – периода времени от начала проката фильма в кинотеатрах до его выхода на цифровых платформах. 

Кинотеатры, настаивающие, что цифровое окно должно быть не менее 90 дней, а показа фильма в онлайне до кинопремьеры не должно быть вообще, для начала устроили показательную порку драме «Фея»: четыре из пяти крупнейших российских киносетей не поставили фильм в прокат. Несмотря даже на то, что всю кассу по решению правообладателей («Яндекс» и фонд Романа Абрамовича «Кинопрайм») они могли оставить себе (обычно доля кинотеатров – 50% сборов). По оценке продюсеров и топ-менеджеров киносетей, опрошенных «Ведомостями», драма Анны Меликян, вышедшая на 300 копиях, может собрать 30-60 млн руб. Немного, но в ситуации, когда кинотеатры не работали пять месяцев, и это деньги. Но не поставили – очевидно, из принципа. В чем принцип, стало понятно 30 июля, когда Ассоциация владельцев кинотеатров выступила с консолидированной позицией, заявив, что показ таких фильмов кинотеатры считают недопустимым. 

Логика ясна: онлайн-сервисы стали прямыми конкурентами кинотеатров. А инвестиции в открытие новых кинозалов и затраты на их операционную деятельность у кинотеатров существенно выше. Да и темпы роста кинопроката в разы меньше, чем у видеосервисов: в 2019 г. совокупный бокс-офис вырос на 10%, общая выручка видеосервисов – на 47%. Тут каждый зритель на счету. Тем более в ситуации полной неопределенности будущего: снижения сборов в 2020 г. ждут все участники рынка, и никто не может спрогнозировать глубину падения.

Однако договариваться с российскими продюсерами кинотеатрам все равно придется. В ближайшие месяцы из-за пандемии новых мировых блокбастеров вряд ли стоит ожидать. Российские продюсеры, к слову, пока тоже не спешат объявлять о премьерах. Но ведь показывать что-то надо. И если прокат «Феи» еще можно проигнорировать (арт-хаус, как правило, собирает немного), то крупные российские фильмы сейчас пришлись бы кинотеатрам очень кстати. Так время ли выдвигать ультиматумы?

Стремление что-то запрещать – это вчерашний день, а смотреть нужно в завтрашний, комментирует конфликт гендиректор исследовательской компании «Киноэкспертиза» Олег Иванов. Кинотеатрам, убежден он, вместо ультиматумов лучше задуматься о том, какими могут быть их конкурентные преимущества перед домашним киносмотрением. Например, технологии – 3D, IMAX и т. д. «Технологии – это своеобразные аттракционы для кинозрителя. То, чего дома они получить не могут. Именно в технологии сейчас и стоит вкладывать деньги кинотеатрам», – считает Иванов. Ну а чтобы в принципе выжить, резюмирует он, кинотеатрам придется заново определиться со своей уникальностью: «Сейчас потребительский спрос все больше дифференцируется. И логично было бы задуматься о персонификации предложения зрителю, о максимальном расширении, а не сужении репертуара».

Кстати, по поводу фильмов, показ которых на больших экранах кинотеатры назвали недопустимым. Каждая из двух частей «Полицейского с Рублевки», снятого по мотивам популярного сериала, собрала в прокате больше 1 млрд руб. Такой бокс-офис в случае с российскими фильмами нечасто случается.