Военной помощи Белоруссии ждать не стоит

Да она и не нужна
При первом же нашем запросе [Россией] будет оказана всесторонняя помощь по обеспечению безопасности Республики Беларусь.
Александр Лукашенкопрезидент Белоруссии

Еще недавно – до прошедших 9 августа выборов – президент Белоруссии Александр Лукашенко стращал своих граждан пресловутыми вагнеровцами, которых КГБ республики наловил в количестве 33 штук, и еще ста семьюдесятью, если не больше, подозрительными личностями, якобы бродившими по республике или накапливавшимися во Пскове и Невеле для вторжения. После вызванных объявленным результатом выборов массовых протестов вектор политики безопасности белорусского президента повернулся – уже не в первый раз – на 180 градусов. Сейчас, насколько можно судить по словам Лукашенко, угроза независимости Белоруссии исходит с севера и запада (из Польши и Прибалтики), а также с юга (Украина). Сами же так называемые вагнеровцы без лишней огласки с белорусской стороны были выпущены на волю и вернулись домой.

Зато теперь 103-я воздушно-десантная бригада, части ПВО, ракетных войск и артиллерии сухопутных войск переброшены по приказу действующего президента из Витебска под Гродно, где начались учения по защите АЭС и границы. И главное – уже дважды, 15 и 16 августа, во время разговоров президентов Белоруссии и России поднималась военная тема, что нашло отражение и в словах Лукашенко. Правда, стоит отметить, что в сообщении пресс-службы Кремля о состоявшемся 16 августа разговоре отмечается лишь готовность оказать «необходимое содействие в разрешении возникших проблем на основе принципов Договора о создании Союзного государства, а также в случае необходимости по линии Организации Договора о коллективной безопасности».

Принципы такие. Статья 4 Договора о коллективной безопасности гласит, что «если одно из государств-участников подвергнется агрессии (вооруженному нападению, угрожающему безопасности, стабильности, территориальной целостности и суверенитету)», то это будет расценено как нападение на всех и жертве окажут помощь. Ничего подобного в Белоруссии не будет, даже если толпа протестующих насильственным путем захватит правительственные здания. В Договоре о создании Союзного государства (из которого, кстати, выполнены буквально единичные пункты) говорится, что к совместному ведению его членов отнесена «борьба с терроризмом, коррупцией, распространением наркотиков и другими видами преступлений». Тоже нет никаких правовых оснований, чтобы российский ОМОН или еще кто-то примчался на помощь белорусскому и тем самым исполнил мечту уже нескольких поколений революционеров в соседних с Россией странах. Вообще, единственный случай, когда Россия посылала свои силы – роту десантников – в зону беспорядков, был в 2010 г. в Киргизии: они охраняли российское консульство в г. Оше, где шли кровавые межэтнические столкновения.

Почему же тогда Кремль в своих сообщениях упоминает о возможности содействия в рамках этих договоров? О реальной российской политике в отношении происходящих в Белоруссии событий пока судить трудно. О какой-либо конкретной помощи, которая была бы оказана Москвой Лукашенко, не известно. Можно лишь предположить, что Договор о коллективной безопасности упомянут для того, чтобы и Лукашенко, и его оппоненты ясно поняли, что именно Москва считает действительной ценностью в двусторонних отношениях. Что же касается Договора о Союзном государстве, то это трудно расценить иначе как троллинг пока еще бессменного белорусского лидера.