«Платон» раскидывает сеть

«Платон» в сутки приносит 50 млн рублей. Куда идут эти деньги и как система влияет на рынок?
К июлю 2017 г. контролировать оплату проезда на федеральных трассах будут уже 491 рамка и 100 мобильных постов / Росавтодор

За год работы к системе «Платон» подключилось 80% «целевой аудитории» перевозчиков – проезд грузовиков по федеральным трассам ежедневно приносит бюджету около 50 млн рублей. Что построено на собранные деньги, как система повлияла на рынок и к чему привели дискуссии о повышении тарифа?

К середине ноября 2016 г – за год работы «Платона» – в системе было зарегистрировано 773 000 из 1 млн 12-тонных грузовиков, которые, по данным Росавтодора, потенциально могут выезжать на федеральные дороги. За это время пользователи перечислили в бюджет страны больше 17 млрд руб. Поступления пока меньше 20 млрд, на которые рассчитывал Минтранс, но в компании «РТ-инвест транспортные системы» (РТИТС, принадлежит сыну Аркадия Ротенберга Игорю и фонду «РТ-инвест»), операторе системы, рассчитывают, что до января эта цифра будет достигнута: перед Новым годом объем перевозок и, соответственно, сборы должны вырасти.

Первым делом собранные от «Платона» деньги решили потратить на неотложные нужды: на ремонт дорог, которые находятся в критическом состоянии, и строительство и реконструкцию мостов и путепроводов. Финансируются эти две цели почти поровну.

«Аналогов в мире система не имеет по целому ряду параметров, в том числе по объему и по охвату. Я считаю, что проект был успешно запущен и успешно реализован. Сегодня система работает в штатном режиме. Крупный бизнес с крупными парками заинтересован в «Платоне»: система позволяет вести бизнес прозрачно и исключает возможность демпинга».
Роман Старовойт, руководитель Росавтодора

10,8 млрд руб., по данным Росавтодора, было направлено туда, где дороги находятся в самом критическом состоянии. В 40 городах и регионах ремонт уже закончили: например, на Алтае, в Калмыкии, Карелии, Пермском крае, Волгоградской области, а также в Сыктывкаре, Архангельске, Владимире, Калуге, Кирове, Орле, Омске, Ростове-на-Дону, Рязани, Самаре, перечисляет представитель Росавтодора. В Петрозаводске, например, на средства от «Платона» отремонтировали почти половину всех городских улиц.

12 млрд руб. (с учетом прогнозных сборов системы) было направлено в 19 регионов на строительство, реконструкцию и ремонт мостов и путепроводов. Из этой суммы профинансировано больше 30 объектов. В начале октября, например, открылся Затонский мост через р. Белую в Уфе. Его стоимость – 5 млрд руб., 1,5 млрд руб. из них поступило от «Платона». В 2017–2019 гг. по схеме софинансирования должны быть введены в эксплуатацию мост через р. Катунь в Республике Алтай, Гоголевский путепровод в Петрозаводске, Боровский мост в Нижнем Новгороде, Фрунзенский мост в Самаре.

После 2017 г. деньги от «Платона» планируется использовать для софинансирования ГЧП-проектов в области дорожной инфраструктуры, как и предполагал Минтранс изначально.

Ведомство уже утвердило критерии таких объектов: они должны стоить не менее 1,5 млрд руб. и предусматривать частные инвестиции минимум в 15%.

Первые заявки на деньги от «Платона» поступили на шесть региональных дорожных инвестпроектов на общую сумму почти 150 млрд руб. (из них из федерального бюджета – 83 млрд руб.). Общая протяженность обхода Хабаровска, обхода Перми с мостом через р. Чусовую, трассы Стерлитамак – Кага – Магнитогорск и Восточного выезда из Уфы, моста через Обь в Новосибирске и пр-та Карла Маркса в Самаре – 248 км. Кроме этих проектов на софинансирование смогут претендовать, по данным Росавтодора, например, разрабатываемый обход Ижевска в Удмуртии и мостовые переходы через Каму в Татарстане.

Росавтодор начал разрабатывать систему взимания платы с грузовиков в 2010–2011 гг. Был проанализирован международный опыт создания таких проектов в Германии, Австрии, Польше, Франции и даже Белоруссии. Во всех этих странах владельцы грузовиков платят за использование дорожной инфраструктуры в зависимости от пробега своей фуры. В России было решено взять на вооружение зарубежную схему, а сбор средств осуществлять с владельцев автомобилей массой свыше 12 т, которые наносят основной ущерб покрытию.
Название же системы «Платон» – это сокращенное «Плата за тонну».
В 2014 г. правительство выбрало оператором компанию «РТ-инвест транспортные системы» (РТИТС, принадлежит сыну Аркадия Ротенберга Игорю и фонду «РТ-инвест»). В качестве обоснования выбора единственного концессионера была указана необходимость обеспечить при создании системы приоритет отечественному оборудованию, российскому программному обеспечению и технологиям, а также осуществлять обработку и хранение данных на территории нашей страны. В течение 13 лет эта структура будет ежегодно получать от государства 10,6 млрд руб. по концессионному соглашению: 59% – расходы на содержание системы, 35% – на возврат кредита РТИТС, 6% – ее прибыль.

Привычка свыше

Главная тема дискуссий вокруг «Платона» на сегодня – будущее увеличение тарифов для пользователей системы.

При введении системы предполагалось, что тариф составит 3,73 руб./км – это позволило бы собирать с владельцев грузовиков более 50 млрд руб. ежегодно. В 2014 г. против предложенных Минтрансом цен выступила Ассоциация международных автомобильных перевозчиков, аргументируя тем, что введение платы приведет к росту цен на перевозимые товары. В октябре 2015 г. 20 компаний написали письмо премьеру Дмитрию Медведеву с просьбой пересмотреть тарифы с учетом «экономической ситуации», а в ноябре по России прокатилась волна акций протеста дальнобойщиков. В результате за неделю до запуска «Платона» правительство постановило ввести «льготный» тариф в 1,53 руб./км. А в конце 2015 г. Госдума уменьшила штраф за неоплату проезда с 450 000 до 5000 руб. Позже решением президента для пользователей «Платона» был отменен транспортный налог.

Планировалось, что льготный тариф будет действовать девять месяцев, в итоге владельцы большегрузов пользуются им уже год. По данным Минфина и Центробанка, влияние введения платы за пользование федеральными автодорогами многотонными грузовиками на динамику инфляции оказалось несущественным, говорит в интервью «Ведомости&» руководитель Росавтодора Роман Старовойт (читайте интервью на стр. 4): вклад нового сбора в темпы прироста потребительских цен на продовольственные товары не превысил 0,1 процентного пункта в течение всего 2016 года. Потенциальное влияние сбора на прирост цен на продовольственные товары и услуги еще ниже: доля транспортной составляющей в цене доставляемых товаров не превышает 1/10. Российский опыт подтверждает и история запуска аналогов «Платона» в других странах: в Германии цены в результате внедрения системы взимания платы с 12-тонников выросли всего на 0,1%, а в Австрии – на 1%, добавляет представитель Росавтодора.

Не только деньги

«Платон» позволяет компаниям получать данные, которые могут помочь более эффективно использовать автотранспортные средства: к примеру, у системы можно запросить статистику по режиму труда и отдыха своих водителей, по маршрутам движения, времени старта и завершения рейса с точностью до секунд. РТИТС, по словам представителя компании, обсуждает со страховщиками запуск программы «умного страхования» для зарегистрированных перевозчиков. Внедрение сервиса должно будет снизить цены для аккуратных пользователей. Основное условие для создания такого продукта – наличие в автомобиле клиента оборудования для передачи данных. У пользователей «Платона» такую функцию может выполнять бортовое устройство. По оценкам РТИТС, запуск такого проект позволит перевозчикам сэкономить суммарно до 5 млрд руб. в год.
Данные, собираемые «Платоном», в перспективе могут передаваться и налоговикам, говорил первый замглавы Минтранса Евгений Дитрих. Обмен данными «Платона» планируется также наладить с Федеральной таможенной службой, рассказывает представитель РТИТС.

Теперь же возврат к изначальному тарифу в системе Минтранс предлагает осуществлять поэтапно: с 1 февраля 2017 г. – до 2,6 руб./км, с 1 июня – до 3,06 руб./км (такое предложение министерство отправило премьеру Медведеву). А начиная с 1 июля 2017 г. тариф будет ежегодно индексироваться вместе с инфляцией, как заложено в постановлении правительства изначально.

Времени для адаптации у грузоперевозчиков достаточно, говорит представитель Росавтодора. Но у самих перевозчиков есть аргументы против. Повышение платы будет «ударом для рынка», считает Денис Захаров, руководитель отдела междугородных автомобильных перевозок Itella в России. «Сейчас перевозчики более-менее привыкли к «Платону» и освоились в расчетах авансовых платежей для оплаты проезда. Если тариф вырастет в 2 раза, то нужно будет и авансовые платежи увеличивать в 2 раза, стоимость перевозки в итоге может вырасти еще на 4–8% и спровоцировать очередной скачок цен на товары», – объясняет он. Максим Бочков, директор по закупкам транспортных услуг FM Logistic, опасается, что с ростом тарифов трафик пропорционально перейдет на локальные трассы, которые из-за этого станут быстрее изнашиваться.

Крупные продовольственные объединения уже обратились к вице-премьеру Аркадию Дворковичу с просьбой отложить повышение тарифа. «Расчеты по поводу незначительного увеличения цены не совсем корректны: нужно учитывать цену не только перевозки готовой продукции, но и сырья, упаковки, кормов для животных и другие компоненты. В этом случае подорожание ощутимо», – говорит председатель правления Национального союза производителей молока Андрей Даниленко. Не все зарегистрированные пользователи оплачивают проезд добросовестно, считает директор «Роспродсоюза» Дмитрий Востриков, а повышение тарифа будет способствовать уходу грузоперевозчиков в тень, и добросовестные участники рынка продолжат платить за недобросовестных еще больше.

Чтобы снять возникающие вопросы, была возобновлена деятельность межведомственной рабочей группы, куда входят чиновники, профессиональные ассоциации, представители ритейла, грузоперевозчики и транспортные компании. На этой площадке проводятся мониторинг внедрения и доработка механизмов системы взимания платы, чтобы не допустить негативных последствий для участников рынка, рассказывает представитель Росавтодора. В прошлом году на рабочей группе был выработан и реализован ряд мер, упрощающих процесс перевозок: созданы удобные дополнительные сервисы для грузоперевозчиков, введена постоплата, продолжает он.

Плата за «Платон»

Владельцы большегрузов оплачивают проезд несколькими способами. Самый простой – это маршрутная карта, действующая семь дней. Автовладелец оформляет карту в центре обслуживания, через терминал или в личном кабинете на сайте системы, указывая начальный и конечный пункты назначения, а также промежуточные точки. Исходя из маршрута рассчитывается плата, которую надо внести заранее. Второй способ – более прогрессивный и самый распространенный (86% платежей происходит таким образом): бесплатное бортовое устройство в салоне машины, которое через спутник следит за грузовиком, при этом деньги автоматически списываются с личного счета автовладельца. Для пользователей бортовых устройств доступна система постоплаты проезда. Аккумулируемые системой «Платон» деньги поступают в федеральный дорожный фонд РФ; в среднем ежесуточно собирается около 50 млн руб. В самой РТИТС деньги не задерживаются, хотя это несколько раз пытались доказать противники «Платона».

Выезжая из тени

Одним из косвенных эффектов введения «Платона» стала легализация рынка логистики. «Необходимость регистрироваться и платить сбор фактически выводит с рынка большинство серых перевозчиков, которые не платили налогов, нарушали установленные правила грузоперевозок и эксплуатации грузовиков, составляя основную массу недовольных», – говорит представитель Росавтодора. Для крупных и средних компаний система «Платон» уже оказала «неоценимую услугу», считает он: начала устранять с рынка недобросовестных конкурентов, которые демпингуют.

«Мы выводим на открытый и понятный режим работы всех участников рынка, – говорит руководитель Росавтодора Роман Старовойт. – И компании, которые официально занимаются этим бизнесом, заинтересованы в том, чтобы все платили. Но остались те автовладельцы, которые противятся любым нововведениям, позволяющим контролировать их движения и деловую активность. Соблюдать закон им невыгодно, потому что конкуренцию они проиграют».

Добросовестные перевозчики сейчас больше всего опасаются, что система контроля за нелегалами недостаточно отлажена, признают в Росавтодоре: к июлю 2017 г. на федеральных трассах будет функционировать уже 491 рамка стационарного контроля системы, это позволит максимально тщательно проверять, все ли проезжающие 12-тонники оплатили проезд. «Продолжат работать и действующие 100 автомобилей мобильного контроля, задачей которых станет выявление нарушителей, пытавшихся объехать стационарную систему, – говорит Старовойт. – Всех неплательщиков мы видим и данные о них в автоматическом режиме направляем в ГИБДД». Есть, конечно, вероятность, что от Госавтоинспекции постановления получают не все зафиксированные нарушители, признает Старовойт. Но так было и на старте автоматизации штрафов за превышение скорости, напоминает он: «Еще пять лет назад скорость нарушали практически все, и поймали тебя или нет – было вопросом удачи. Сегодня вся эта система работает в автоматическом режиме, процент камер на дороге растет, и процент выявленных и оштрафованных также растет». То же будущее ждет и пользователей «Платона», полагает он. &