Номер 3 от 30 ноября 2016
Партнер проекта «Росавтодор»

Четверть века без ремонта

Как улучшить качество дорог в России?

Ежегодно в России ремонтируется от 8000 до 9000 км федеральных трасс и искусственных сооружений на них. Сколько эти километры прослужат, зависит от используемых технологий

В Германии капитальный ремонт дорог проводится раз в 30 лет. В России даже на федеральных трассах, по данным Росавтодора, нормативным сроком службы покрытия после капремонта трассы (замены верхнего и нижнего слоев, ремонта основания) считался 12-летний период, а после обычного ремонта (т. е. замены верхнего слоя дороги) – раз в 4–6 лет.

Однако Минтранс предложил удвоить действующие межремонтные сроки службы федеральных трасс, увеличив количество применяемых инноваций и финансирование работ по содержанию дорожной сети. Росавтодор утвердил комплекс технических мер для увеличения срока службы дорожных одежд (так называются верхние слои дороги) и рассчитывает на результат уже к 2018 г.

Главное, за счет чего Росавтодор рассчитывает увеличить срок между ремонтами дорог, – применение новых технологий. Уже сейчас на федеральных трассах современных ноу-хау при строительстве и ремонте применяется почти втрое больше, чем несколько лет назад: если в 2012 г. применялось 212 инновационных технологий, то сегодня – уже 579. Инновационные технологии повышают устойчивость дороги к нагрузкам, в том числе от грузового транспорта, и к климатическим факторам.

Что должно измениться?

В середине ноября 2016 г. Минтранс подготовил проект новой редакции постановления правительства, которое устанавливает нормативные траты на содержание и ремонт федеральных автотрасс.

Если этот документ будет принят, капитальный ремонт дороги 1-й категории будет проводиться один раз в 24 года, а обычный ремонт – один раз в 12 лет.

«Увеличенные межремонтные сроки – это признак того, что дорога хорошо построена и хорошо содержится. Короткие межремонтные сроки – соответственно, дорога содержится кое-как. Поэтому увеличение межремонтных сроков – это всегда применение каких-то новых технологий, новых материалов. И соблюдать одновременно все нормативы, и продлить срок службы дороги возможно благодаря добросовестному выполнению и законов, и проектов», – отмечает старший научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ Екатерина Решетова.

Сколько удастся сэкономить?

К концу 2017 г. 80% российских федеральных трасс будет отремонтировано с учетом новых сроков межремонтной службы полотна, а к концу 2018 г. вся федеральная сеть должна быть отремонтирована и соответствовать международным стандартам качества.

В дальнейшем объемы ремонта сократятся: Росавтодор будет ежегодно ремонтировать только места естественного износа. Нагрузка на бюджет должна снизиться, рассчитывает агентство: основные средства будут концентрироваться на содержании уже отремонтированных трасс.

По расчетам Минтранса и Росавтодора, потребность в финансировании дорожной отрасли будет снижена с нынешних ежегодных 304 млрд до 290 млрд руб. Если так, то за 24 года бюджету удастся сэкономить более 159 млрд руб.

Почему так сложно?

70% территории России расположено в районах Крайнего Севера или приближенных к ним. Большую часть года холодно, строительный сезон короткий, грунт глубоко промерзает, вдобавок выпадает большое количество осадков. Поэтому при строительстве автодорог требуются более сложные инженерные решения, чем во многих зарубежных странах. Большая толщина нижних слоев основания в российских проектах обеспечивает морозоустойчивость полотна: согласно национальным стандартам общая толщина типовых дорожных одежд в России в среднем на 25% больше, чем в Китае, и на 50% превышает американские нормативы (при этом средняя стоимость 1 км однополосной дороги в России – 59 млн руб., в 1,5–2 раза меньше, чем в США, Германии и Канаде).

Как контролируются качество дорог и поведение новых покрытий?

На федеральных трассах встроена многоуровневая система контроля за подрядчиками. Помимо территориальных подведомственных Росавтодору подразделений, отвечающих за управление всеми федеральными дорогами страны, в регионах постоянно осуществляют ревизионную работу специалисты нашего подведомственного учреждения Росдортехнология. Они контролируют производственные процессы на всей федеральной сети. Также задействованы сертифицированные строительные лаборатории, в которых осуществляются анализ и проверка соответствия нормативно-техническим документам. Система контроля качества работает так, что даже если в каком-то одном ее звене произошел сбой, то в другом звене это сразу станет заметно. Кроме того, работу дорожных строителей на федеральных трассах контролирует Генпрокуратура, Счетная палата, ГИБДД, Ространснадзор. Такая система практически искоренила недобросовестные компании, которые пытаются прийти на конкурс и за счет демпинга получить тот или иной контракт, не заботясь о том, чтобы в дальнейшем качественно выполнить работу.

В Росавтодоре отмечают, что в случае если подрядчик выполняет работу ненадлежащего качества или со значительным отставанием, то к нему применяются предусмотренные контрактом штрафные санкции: дорогу заставляют переделывать за свой счет.

Главные технологии для повышения качества дорог

В 2016 г. на 10 федеральных трассах, в том числе на дорогах с повышенной интенсивностью движения, был применен метод объемного проектирования асфальтобетонной смеси – отечественный аналог зарубежной системы superpave, созданный под руководством Росавтодора. Он позволяет увеличить срок службы покрытия на 20–30% за счет точного подбора состава смесей асфальтобетона, параметров вяжущего и каменного материалов. Кроме того, система позволяет использовать каменный материал меньшей прочности без ущерба износостойкости. «Скажем, нам нужно построить дорогу в Саратове, а подходящий камень плотностью 1200 кг/куб. м есть только в Карелии. При этом в самом Саратове есть щебень плотности, например, 900 кг/куб. м. Метод объемного проектирования позволит сделать такой оптимальный подбор смеси, что прочностные характеристики позволят нам использовать местный, саратовский щебень без ущерба для качества и без лишних затрат на транспортировку», – объяснял ранее руководитель Росавтодора Роман Старовойт.

Метод стабилизации грунтов. Его суть – введение в грунт добавок, улучшающих его механические свойства. Грунт сначала измельчают и смешивают со связующими материалами, а затем уплотняют. Для этого используют, например, геосинтетические материалы, которые предотвращают просадку насыпи, перемешивание слоев дорожной одежды, образование колеи и трещин. Благодаря их использованию сроки службы покрытия увеличиваются в 1,5 раза.

Технология ресайклинга предусматривает повторное использование существующих дорожных одежд при капитальном ремонте. Эта технология регенерации грунтов была использована при реконструкции трассы М9 «Балтия» и позволила снизить стоимость работ на 40%.

Метод омолаживания дорожного покрытия за счет устройства тонкослойных защитных слоев («Сларрисил», «Чипсил», «Фогсил», «Спрейджет») – способ быстро и недорого восстанавливать свойства этих покрытий и продлить срок службы дороги. Основной принцип – нанесение тонкого слоя смеси каменных материалов, эмульсии и цемента на существующее покрытие.

Росавтодор расширяет применение на российских дорогах композитных материалов. Они прочны – легко выдерживают повышенную нагрузку, – стойки к коррозии и весят меньше традиционных материалов. Композиты дороже, чем традиционные металл, бетон и резина, но эксплуатационные издержки практически равны нулю. При этом композиты легче, поэтому при монтаже конструкций не нужна тяжелая грузоподъемная техника.

Наконец, ведется активное внедрение процесса информационного моделирования объектов по BIM-технологии (Building Information Modeling). BIM-технология подразумевает последовательное применение автоматизированных программных комплексов при диагностике, инженерных изысканиях и проектировании объектов. В результате создается полноценная информационная модель объекта – на весь его жизненный цикл. Элементы информационного моделирования уже применяются на трассах – например, при ремонте участка федеральной автомобильной дороги М7 «Волга» на подъезде к г. Иваново была создана динамическая модель с высоким уровнем детализации. Это не просто 3D-визуализация проектных решений: в ней заложены все технические характеристики каждого элемента автодороги, она включает все документы, которые были использованы и разработаны в процессе проектных работ и т. д.

Вернуться к номеру