Безопасный мир

Каждую минуту на планете прибавляется 145 горожан. Как крупнейшие города борются с растущими угрозами?
GettyImages

Eще в 1990 г. мир состоял в основном из сельских жителей: в городах жило только 43% населения Земли (2,23 млрд). Но урбанизация набирает обороты: в 2007 г. количество горожан впервые превысило число жителей сел и деревень, а к 2050 г. в городах будет жить уже 2/3 населения Земли (6,34 млрд человек), свидетельствует прогноз Организации Объединенных Наций (ООН). Аналитики McKinsey подсчитали, что каждый день количество горожан увеличивается на 179 000. К 2030 г. в мире будет 41 город с населением более 10 млн человек.

Уже сегодня треть всех горожан в мире живет в Китае (758 млн человек) и Индии (410 млн человек), и Азия и Африка будут главными драйверами урбанизации и дальше.

С точки зрения безопасности мегаполисы из развивающихся азиатских экономик и БРИКС проигрывают городам из богатых азиатских стран, Северной Америки и Европы. Самые безопасные города мира – Токио, Сингапур и Осака. Но если не брать в расчет Гонконг (11-е место), то лидер по безопасности в Китае – Шанхай занимает 30-е место в мире, а в Индии – Дели (42-е), свидетельствует рейтинг безопасных городов The Safe Cities Index (SCI), который в прошлом году составила аналитическая компания The Economist Intelligent Unit (рассчитывается для 50 городов более чем по 40 показателям, которые распределены по четырем категориям: цифровая безопасность, здравоохранение, инфраструктурная безопасность и личная безопасность).

Авторы исследования приводят примеры, как за несколько десятилетий изменился уровень физической безопасности. Так, в Нью-Йорке в 1990 г. было зафиксировано рекордное количество убийств – 2245 человек, или шесть убийств в день. С тех пор население города выросло более чем на 1 млн человек, а убийств в 2013 г. было зарегистрировано 335. В Финляндии с 1973 г. по настоящее время число погибших в ДТП снизилось на 66%, хотя парк автомобилей вырос на 80%.

Если абсолютно безопасный город – это утопия, можно ли хотя бы предупредить проблемы?

Умный город

В Лондоне сегодня по камере наблюдения приходится на каждые шесть жителей: видеонаблюдение помогает разгрузить дороги, предотвратить преступления и т. д. Цифровые технологии – один из важнейших факторов обеспечения безопасности городов, указывают авторы SCI. Технологии находятся на переднем крае борьбы за безопасность в городе: данные используются для борьбы с преступностью, мониторинга инфраструктуры и даже предупреждения распространения заболеваний. Некоторые города используют технологии уже не только чтобы реагировать на угрозы, но и чтобы предупреждать их. Внедрение умных систем позволяет снизить количество ДТП на 30%, сэкономить до 20% расходов на содержание правоохранительных и спасательных служб, снизить нагрузку на окружающую среду на 20–40%, перечисляет Елена Долгих, гендиректор рейтингового агентства Sustainable Growth Management.

Активное внедрение цифровых технологий в городскую инфраструктуру началось с 1990-х. Например, после того как в британском Бернли в 1999 г. были установлены камеры видеонаблюдения, число правонарушений на экспериментальном участке снизилось на 28%

(а в контрольной зоне – только на 1%). Установка систем видеонаблюдения в Великобритании была одной из самых активно финансируемых мер предупреждения преступности, указывает Брэндон Уэлш из департамента юстиции и криминалистики Массачусетского университета в докладе Effects of Closed Circuit Television Surveillance on Crime. С 1992 по 2002 г. государство потратило на видеонаблюдение более 250 млн фунтов стерлингов (около $500 млн): Великобритания вкладывалась в камеры в центрах городов, на автостоянках, в горячих криминальных точках и жилых кварталах. С 1997 по 2007 г. на видеонаблюдение пришлось больше трех четвертей от общего объема расходов по предупреждению преступности в Великобритании, сообщало агентство Reuters в 2007 г.

Две трети преступлений в Москве уже расследуется с использованием данных с городских камер видеонаблюдения, рассказывал на форуме «Открытые инновации» в октябре директор городского департамента информационных технологий Андрей Белозеров. В Москве установка камер видеонаблюдения началась в 2012 г.: по программе «Безопасный город» было установлено почти 130 000 камер. Общий бюджет программы – 143 млн руб. Уже в 2015 г., по данным департамента региональной безопасности Москвы, в местах, где установлены камеры, число убийств снизилось на 12,5% (а в среднем по городу – на 7%), изнасилований – на 11,7% (среднегородской уровень – 3,4%), хулиганств – на 20% (среднегородской уровень – 14%).

По всей России масштабный проект внедрения цифровых технологий в управление городами начался в 2014 г.: была принята концепция строительства и развития аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» – единой интеллектуальной диспетчерской, с помощью которой предполагается прогнозировать, реагировать и контролировать ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций. До середины 2016 г. эту систему должны были тестировать пилотные регионы, а с июня внедрение комплекса должны были начать все субъекты Российской Федерации. Но «результаты пока нельзя считать удовлетворительными», заявил в апреле вице-премьер Дмитрий Рогозин: «Только несколько регионов – Вологодская, Курская, Архангельская, Липецкая, Белгородская, Московская области – серьезно продвинулось в построении сегментов [комплекса «Безопасный город»]» (цитата по ТАСС). В МЧС России запрос издания «Ведомости&» оставили без ответа.

Но само по себе видео уже давно не решает всех проблем городов. С развитием интернета вещей и технологий передачи данных система анализа угроз становится все сложнее: теперь системы умного города должны уметь понимать данные с миллионов устройств и принимать решения с их учетом.

Влияние мегаполиса на человека

Качество атмосферного воздуха
Основные источники загрязнения атмосферного воздуха в мегаполисе: 80% – автомобильный транспорт, 15% – промышленные предприятия, 5% – другое.
Влияние на здоровье человека: развитие бронхиальных заболеваний, астма, аллергия и др.

Акустическое загрязнение
Самая большая интенсивность звуков исходит от автомагистралей, метро и трамваев, а также в районе взлетно-посадочных коридоров аэропортов. Шум в этих случаях может достигать и превышать 90 дБА при норме в жилых помещениях 40 дБА.
Влияние на здоровье человека: угнетение центральной нервной системы и сердечно-сосудистой системы.

Качество водных ресурсов
Из-за большого количества бытовых и промышленных сточных вод и речного транспорта городские водоемы становятся непригодными для купания, а водопроводная вода даже после прохождения городских очистных сооружений остается достаточно жесткой.
Влияние на здоровье человека: образование камней в органах выделительной системы, кальцинирование сосудов.

Электромагнитное излучение (ЭМИ)
Основные источники: ЛЭП, вышки сотовой связи, бытовые приборы.
Влияние на здоровье человека: при продолжительном нахождении в радиусе действия ЭМИ – головная боль, повышенная раздражительность, тахикардия и проч.

Состояние почв
Почвы загрязняются нефтепродуктами от автотранспорта и промышленности, как следствие, происходит угнетение зеленого покрова.
Влияние на здоровье человека: большая подверженность стрессу, в некоторых случаях повышается вероятность появления раковых заболеваний.
Источник: «Экостандарт»

Один из крупнейших таких проектов был реализован в испанском Сантандере. В городе с населением 180 000 человек на площади в 35 кв. км было установлено 15 000 датчиков – на стационарных объектах, в городском транспорте, машинах такси, а у жителей появилась возможность скачать датчик к себе на телефон в виде специального приложения. С помощью информации с датчиков система управляет качеством воздуха в городе, освещением, водоснабжением, дорожным движением, сбором мусора и многими другими параметрами.

Правда, с распространением цифровых технологий возрастает и риск цифровых преступлений. «Когда вы думаете об умных городах, есть возможность привлечь интерес умных хакеров», – замечает Алан Брил, управляющий директор компании Kroll Cyber Security, занимающейся кибербезопасностью (его слова приводятся в обзоре SCI). В Японии, например, кибератаки на госучреждения и компании происходят уже каждые 30 секунд – в 2 раза чаще, чем в 2010 г.

Дороги и аварии

Дорожно-транспортные происшествия – главная среди всех техногенных опасностей причина смертей: в России в прошлом году в автомобильных авариях погибло втрое больше людей, чем в авиакатастрофах. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), более 1,2 млн человек во всем мире погибает ежегодно в ДТП и еще 20–50 млн получает травмы. Среди основных причин смерти людей в мире на долю ДТП в 2004 г., по данным ВОЗ, приходилось 2,2%. К 2030 г. ДТП войдут в пятерку основных причин смертности (в 2009 г. они занимали девятую строчку). Глобальный финансовый ущерб от дорожно-транспортного травматизма составляет, по оценкам ВОЗ, $518 млрд и обходится государствам в 1–3% ВВП.

В середине 1970-х гг. австралийцы были среди самых рисковых водителей в мире: в авариях в стране погибало более 30 человек на 100 000 населения. Ужесточение правил вождения и увеличение ответственности за нарушения привели к кардинальному снижению смертности на дорогах. Сегодня, по данным организации Pulitzer Center, в Австралии гибнет на дорогах 5,4 человека на 100 000 жителей. В России это 18,9 человека.

Едва ли не главный пример эффективной реформы дорожного движения – шведская инициатива Vizion Zero. Парламент страны принял ее в 1997 г., цель – довести смертность на дорогах до нуля. В 2008 г. смертность на дорогах в Швеции уже была, по данным Vizion Zero, самой низкой в мире: 4,3 на 100 000 человек (в Северной Америке – 10–12, в Восточной Европе – 15–20). К 2013 г. показатель снизился уже до 2,7 человека (средний по Европе – 4,4 человека). Цель на 2020 г. – 2,2. Позднее инициативы, подобные шведской, приняли, например, Великобритания, Голландия, Канада, отдельные штаты США.

Главный принцип Vizion Zero – человеческая жизнь и здоровье имеют приоритет над мобильностью и другими объектами дорожного движения, при этом ответственность несут и организаторы движения, и регуляторы, и сами участники дорожного движения. Организация дорожного движения должна учитывать человеческий фактор и минимизировать как вероятность ошибки, так и ущерб, если ошибка все же случилась. Среди главных практических мер Vizion Zero, например, снижение максимально разрешенной скорости в населенных пунктах, разделение потоков пешеходов, велосипедистов и автомобилей, жесткие требования о пользовании шлемами и ремнями безопасности, а также проектирование максимально безопасных автомобилей. В государственной инициативе участвует 56 компаний и объединений – от дорожников и автопроизводителей до ассоциаций автошкол и мотоциклистов.

Но даже в Швеции автомобилисты – только четвертые в списке дорожных жертв: с большим отрывом лидируют мотоциклисты, за ними следуют пешеходы и велосипедисты. В развитых странах суммарный ущерб от аварий со смертельным исходом и тяжелыми травмами составляет до 2% ВВП, а в странах с низкими доходами эта доля может доходить до 5% – включая медицинские расходы, реабилитацию, ущерб транспортным средствам и т. д., указывал в 2014 г. журнал The Economist со ссылкой на The International Road Assessment Programme. Дело в том, что в развивающихся экономиках главное транспортное средство – как раз велосипед, мопед или мотоцикл.

В современных городах дорожная и городская инфраструктура в целом должна не только работать против ДТП, но и помогать в предупреждении других чрезвычайных ситуаций, в том числе и природных, указывают авторы SCI. Например, в некоторых странах идут по пути установки датчиков на мостах, в тоннелях, системах водоснабжения и канализации и проч. Данные с них анализируются и используются для контроля безопасности. Правительство Сингапура, например, установило 1000 датчиков по всему городу в 2015 г. А в британском Вестминстере на всех дорогах были установлены датчики, в реальном времени передающие информацию о свободных местах на парковках, – это позволило не только снизить трафик, но и уменьшить вредные выбросы в атмосферу.

Наконец, инфраструктура городов должна выдерживать и растущее число природных катаклизмов, вызванных изменением климата, например ураганы, ущерб от крупнейших из которых исчисляется десятками миллиардов долларов.

Испытания для дома

Но как бы ни размывалась граница между реальными и цифровым мирами, безопасность самих зданий остается одним из ключевых вопросов безопасной жизни в городе.

В прошлом году частично обрушилось здание казармы учебного центра ВДВ Минобороны РФ в Омской области: из-под завалов извлекли 42 человека, 24 погибло. Взрывы в зданиях и сооружениях (с возможным последующим горением) и внезапное обрушение вместе занимают 12,5% среди всех причин техногенных чрезвычайных ситуаций в России.

Одна из основных причин обрушения зданий – механическое воздействие, рассказывает заместитель председателя комитета государственного стройнадзора и госэкспертизы Ленинградской области Денис Горбунов. Если здание эксплуатируется уже много десятилетий, срок его службы превышен, оно может обрушиться от внутреннего воздействия (например, при незаконных перепланировках или взрыве газа) либо внешнего (например, подмыв фундамента при аварии на теплоцентрали). Но обрушения только из-за старения домов очень редки: при своевременном капремонте дому и жителям ничего не грозит, говорит эксперт. Нормальная регулярность технического аудита зданий, по словам Евгения Киряева, гендиректора строительно-монтажной компании «Трест № 7», – один раз в 3–5 лет.

Требования к материалам и конструкциям постоянно пересматриваются, к тому же появились новые требования к системам эвакуации, рассказывает Горбунов. «Усложнились правила возведения и эксплуатации прежде всего коммерческих объектов, а в работу девелоперов вошли европейские стандарты строительства», – добавляет Армен Саруханян, гендиректор управляющей компании холдинга RD Group – RD Management.

Но внешнего нормирования недостаточно, говорит Григорий Громаков, специалист по развитию направления производителя стройматериалов ROCKWOOL. Безопасность складывается еще и из сознательности и уровня культуры человека: при покупке квартиры необходимо уточнять, какие материалы использованы при строительстве – например, горючие или негорючие, какова их экологичность, при ремонте и строительстве дома – отдавать предпочтение безопасным материалам. «Спасение утопающего – дело рук самого утопающего», – резюмирует Громаков.

Городские здания могут стать безопаснее благодаря автоматизации процессов контроля и мониторинга. Например, внедряются системы мониторинга конструктива здания: в железобетонные конструкции еще при строительстве устанавливают датчики, информация с которых передается диспетчерам и МЧС, рассказывает Саруханян. Если в конструкции здания появляется малейшее нарушение геометрии, трещина или просадка, об этом сразу узнает и управляющая компания объекта, и спасатели.

Безопасность может повыситься и за счет новых решений не только при строительстве, но и при проектировании. Например, раньше лестницы строили в «теле» домов: при пожаре такая лестница задымлялась, спастись по ней было непросто, вспоминает Горбунов. В современных домах лестницы вынесены из здания – на случай эвакуации при пожаре это безопаснее. Большая часть смертей и травм при пожарах происходит не от ожогов, а от отравления и удушения, свидетельствуют данные ВНИИПО МЧС России. «У нас часто либо не знают, либо замалчивают тот факт, что опасны как горючесть того или иного материала, так и его дымообразующая способность, ведь дым, по сути, – это аэрозоль, состоящий из смеси воздуха и токсичных продуктов горения», – говорит Громаков из ROCKWOOL.

Новые угрозы

Города занимают только 2,6% площади Земли, но уже сегодня обеспечивают более 80% мирового ВВП, используют 75% всех природных ресурсов и энергии и при этом выбрасывают в атмосферу 75% всего углекислого газа и 70% мусора, свидетельствуют данные ООН.

Безопасности городов угрожают все новые факторы: рост терроризма, количества стихийных бедствий из-за изменений климата, непрогнозируемая миграция, рост численности населения, нищета, загрязнение окружающей среды. Все это уже изменило характер городской безопасности, напоминает Саруханян: энергетика, связь и транспортная система должны быть устойчивы и способны выдерживать новые внешние шоки.

«Серебряной пули» в вопросах городской безопасности не существует, пишет в блоге на сайте Всемирного экономического форума Роберт Мугга, директор по исследованиям Igarape Institute (в сентябре в составе консорциума ученых опубликовал масштабное исследование 2100 городов). Он перечисляет несколько направлений деятельности, которые могли бы повысить безопасность городов: разработка планов действий на случай природных катастроф, развитие регулирования в вопросах зонирования и строительства, внедрение новых технологий, которые позволят лучше реагировать в чрезвычайных ситуациях. Долгосрочные выгоды в вопросах безопасности могут принести создание инклюзивных публичных пространств и разрушение барьеров между наиболее богатыми и бедными территориями, инвестиции в доступный общественный транспорт и доступ к базовым сервисам, а также проблемно-ориентированный подход в работе полиции и создание реальных возможностей для развития молодежи из групп риска, перечисляет Мугга.

Сложность и парадокс современного мира в том, что вместе с постоянным техническим прогрессом, призванным улучшить качество жизни, появляются все новые угрозы, но одновременно остаются без окончательного ответа и древнейшие вызовы, например наводнения и пожары. Оказываясь в центре информационного поля, новые проблемы кажутся важнее и интереснее, они привлекают внимание и исследователей, и массовой аудитории. Но и традиционные вызовы все еще ждут ответа. &

Текст: Светлана Данилова