Мода на здоровье

Как сделать питание жителей страны более полезным? Международный опыт показывает: образование решает эту задачу эффективнее, чем жесткое регулирование
Depositphotos /PhotoXPress.ru

К 2024 г. средняя продолжительность жизни в России должна увеличиться до 78 лет, а к 2030 г. – до 80 лет (сейчас она составляет 71,4 года). Такую задачу поставил президент Владимир Путин в майских указах 2018 г. Через шесть лет не менее половины россиян должны вести здоровый образ жизни. Сейчас таких, по разным оценкам, от 15 до 60%.

Один из столпов здорового образа жизни – правильное питание. Можно ли считать стол среднестатистического россиянина здоровым? Только с натяжкой, если обратиться к рекомендациям Минздрава по рациональным нормам потребления. Так, россияне едят примерно 39 кг сахара в год – это в 1,5 с лишним раза больше, чем следует. Или на четверть больше хлеба – 117 кг. В то же время они не получают трети от рекомендованной нормы фруктов и ягод и 20% – от нормы овощей (подробнее см. инфографику).

В результате, по данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), к 2016 г. у 57% населения России старше 18 лет есть лишний вес. В 1975 г. он был у 43% взрослых жителей страны. Каждый пятый россиянин, по данным Организации экономического сотрудничества и развития, болен ожирением. Минздрав по рекомендации ВОЗ и собственной инициативе подготовил стратегию здорового образа жизни (ЗОЖ). Этот документ сейчас проходит процедуру согласования в правительстве.

Власти разных стран пытаются сбалансировать рацион граждан через регулирование потребления «менее полезных» продуктов, например, налоговыми методами или системами маркировки продуктов.

Можно ли массово изменить пищевые привычки россиян и какой опыт Россия могла бы извлечь из инициатив в других странах?

Финский эксперимент

Одной из первых приучать своих граждан к здоровому питанию начала Финляндия. В 1971 г. правительство страны дало зеленый свет проекту по внедрению культуры правильного питания, который возглавил молодой врач Пекка Пуска. Главной целью проекта было уменьшение доли животных жиров в рационе – их старались заменить на жиры растительного происхождения и обезжиренные продукты.

По числу смертей от сердечно-сосудистых заболеваний – 680 на 100 000 населения, по данным Национального института здравоохранения и социального благополучия Финляндии, – страна была «чемпионом». «В значительной степени это было связано с широким распространением курения, диетой с высоким содержанием жиров и низким потреблением овощей», – пишет ВОЗ.

Пуска с коллегами сам ездил на фермы и убеждал фермеров переключаться на выращивание злаков и ягод, а хлебопеков – класть в хлеб меньше соли и использовать в выпечке растительный жир. Одновременно врачи с экранов телевизоров объясняли жителям Финляндии, как сделать рацион полезнее, а жизнь – здоровее.

Финский эксперимент по оздоровлению нации до сих пор часто приводят в пример. С 1972 по 2005 г. смертность от сердечно-сосудистых заболеваний в стране снизилась на 85%.

По сигналу светофора

1 июня в России начала действовать добровольная цветовая маркировка продуктов питания, получившая название «Светофор». В зависимости от содержания сахара, соли, жиров и калорийности продуктов на упаковку наносится красная, желтая или зеленая метка (подробнее о системе см. статью на стр. 02). «Светофор» не делит продукты на вредные и полезные, объяснял «Ведомостям» представитель Роспотребнадзора, а только информирует потребителя о том, что он ест.

Предупреждающая маркировка – популярная мера по оздоровлению рациона. В Великобритании обновленная аналогичная добровольная система действует с 2014 г. В Австралии и Новой Зеландии с 2014 г. на упаковках печатают звездочки, количество которых должно свидетельствовать о полезности продукта. К 2016 г. 33% потребителей в странах стали покупать новые для себя продукты только потому, что они оказались более здоровыми, чем привычные, свидетельствует статистика Консультативного комитета по присвоению рейтинга (Health Star Rating Advisory Committee).

Лучшее – детям

Власти разных стран давно пытаются бороться с чрезмерным потреблением сладких газированных напитков, в том числе среди детей. Такие инициативы поддерживают и сами производители. Так, в 2006 г. Американская ассоциация производителей напитков вместе с крупнейшими производителями безалкогольных напитков договорились не продавать сладкую газировку в школах, заменив ее водой, соками и нежирным молоком. Уже в 2008 г. ассоциация отчитались: количество калорий, «отгруженных» в школы, сократилось на 58% (в 355-мл банке сладкой газировки содержится 150 ккал – это 8,3% от суточного потребления энергии, рекомендованного Американской ассоциацией сердечных заболеваний для мальчиков 9–13 лет).

В 2010 г. конгресс США принял закон о постепенном выведении еды с повышенным содержанием сахара, соли и жиров из меню школьных кафетериев и повышении питательной ценности блюд. Начали с введения нового, более здорового ланча, в котором на 16% больше овощей и на 23% – фруктов. Детям он понравился: согласно данным опроса 2013 г., на которые ссылался минсельхоз США, об этом сообщили 70% школьников.

В Латинской Америке в 2006–2010 гг. PepsiCo Foundation реализовывал программу Vive Saludable Escuelas. Она была призвана помочь детям 8–12 лет приобрести привычки здорового питания и сделать образ жизни более спортивным и экологичным. Им предлагалось участвовать в уроках здоровья, а также играть в образовательную компьютерную игру. По данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (FAO) на 2013 г., Vive Saludable Escuelas прошло более 1 млн детей из 4000 школ.

В 2008 г. в Дании был подписан Кодекс продовольственного маркетинга для детей: все производители продовольствия отказались от рекламы продуктов с повышенным содержанием соли, сахара и жира, направленной на детей младше 13 лет. Количество рекламных роликов снизилось с 1500 в 2007 г. до восьми в 2013 г., сообщал Форум ответственных продовольственных маркетинговых коммуникаций (Forum of Responsible Food Marketing Communications) в 2014 г. В России в 2012 г. крупнейшие производители продуктов питания и напитков, входящие в Российскую ассоциацию рекламодателей, тоже подписали обязательство об ограничении рекламы, направленной на детей. Они обязались воздерживаться от рекламы пищевых продуктов и напитков для детской аудитории младше 12 лет (кроме продукции, отвечающей специализированным критериям в области питания).

40%
покупателей в России заявляют, что всегда читают информацию на этикетке перед покупкой, показало исследование Nielsen

От 89 млн до 312 млн евро
в среднем в год выручают страны Евросоюза от акцизов на газировку, подсчитал Euromonitor

Более 40% калорий
потребляется из жира в каждой пятой стране из исследованных Euromonitor в рамках программы Passport Nutrition. В 63% исследованных стран более 20% калорий поступает из сахара

Налог на сладкое

В 2016 г. ВОЗ рекомендовала вводить минимум 20%-ный акцизный сбор на все напитки с сахаром. По данным Euromonitor International, к концу 2016 г. акцизы, получившие название «налоги на пороки» (sin tax), действовали в 19 странах мира.

Союз европейских производителей безалкогольных напитков (Union of European Soft Drink Association, UNESDA; включает 22 национальные европейские ассоциации, а также крупных производителей) заявлял, что прямой корреляции между ожирением и потреблением газировки нет: например, в Нидерландах лишь 16,1% людей с ожирением, но в среднем каждый житель страны выпивает более 600 мл газировки в день. В Греции, наоборот, 41,1% населения страдает от лишнего веса, но дневное потребление газировки – только 116 мл.

В поисках правильного пути

До сих пор примеров массовых программ, направленных на оздоровление рациона, в России не было.

Чтобы сформировать привычки здорового питания, в первую очередь важно образовывать и информировать население, говорит генеральный директор GfK Rus Марина Безуглова. Важнее не запрещать «вредное», а повышать доступность здоровых продуктов питания и расширять их ассортимент.

В каждом продукте есть что-то полезное, но общий рацион будет вредным или здоровым в зависимости от количества и частоты потребления тех или иных продуктов, считает научный руководитель ФИЦ питания, академик РАН Виктор Тутельян.

«Нужно уметь себя ограничивать. Можно съесть бутерброд с двумя ломтиками сырокопченой колбасы, полной насыщенных жиров. Но не стоит есть ее постоянно и много», – подчеркивает он.

Подобную точку зрения высказывал и Американский совет по науке и здравоохранению (American Council of Science and Health). «В действительности это всегда относительно, добавляет ли еда или отнимает у человека здоровье, т. е. здоровость или нездоровость конкретного пищевого продукта не может быть определена без учета контекста, в котором эта еда съедается», – говорится в редакционном бюллетене организации.

Что же делать бизнесу, если государство выбирает путь жесткого регулирования, в том числе налогового? В таком случае есть поле для маневра, полагает директор по работе с клиентами «Nielsen Россия» Роман Толоков. Можно предлагать потребителю уменьшенные упаковки, вводить новые премиум-бренды со здоровыми ингредиентами, разработать более здоровые продукты. Лучший вариант – стать лидером в области «здоровых» разработок до того, как будут введены меры ограничения, советует он. &

Текст: Мария Кунле